Найти тему
Снег.TV

Россияне признали, что едят полную дрянь вместо качественных продуктов

Оглавление

Больше трети россиян заметили ухудшение качества некоторых продуктов питания во время пандемии: об этом заявили 39% респондентов в опросе Роскачества. Еще 57% посчитали, что качество осталось неизменным, а 4% отметили его улучшение.

Наиболее ощутимы негативные изменения в категории колбасных изделий и деликатесов — их почувствовали 72% опрошенных. На снижение качества молочной продукции пожаловались 59% респондентов, примерно столько же (55%) отметили отрицательные тенденции в сырах, мясом недовольны 41%, рыбой — 29%, овощами — 38%, фруктами — 33%.

По мнению  37% опрошенных, стали хуже кондитерские изделия и сладости, а 36% респондентов не удовлетворены качеством хлебобулочных изделий. Алкогольная продукция разочаровала 20% респондентов, безалкогольные напитки и вода вызвали нарекание у 14% россиян.

Проверка на прочность

Понятно, что такого рода опросы — вещь субъективная и в оценках качества продуктов нужно опираться не только на мнение их потребителей, но и на результаты исследований специалистов, но в целом ухудшение продуктов в отдельных категориях во время пандемии могло произойти, допускает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Например, если недобросовестный производитель стал разбавлять жидкий продукт водой гораздо больше, чем это нужно по рецептуре,— пояснил он СНЕГ.TV.

И дело тут не только в пандемии, добавляет эксперт: в кризис идет проверка компаний на прочность. Но обычно при росте стоимости сырья производители незначительно поднимают цену на свои товары, сохраняя качество.

По словам эксперта, как правило, крупные компании и заводы не занимаются такими ухищрениями, поскольку им важны постоянные покупатели и имидж. К тому же их контролируют профильные ведомства, и за нарушения полагаются штрафы. Известные и уважаемые бренды, наоборот, регулярно проводят работу по улучшению вкуса своих товаров, уверяет Павел Сигал.

Совершенно другая ситуация с продукцией компаний, работающих неофициально. Не всегда они будут ухудшать качество продукции, но те, кто подстраивается под известный бренд, копируя упаковку, с высокой долей вероятности не будут сильно беспокоиться о вкусовых свойствах и питательности,— предупреждает он.

Между качеством и ценой

Для начала было бы неплохо определить, что в проведенном опросе подразумевалось под словом «качество», отмечает консультант по стратегическому маркетингу, автор курса «Управление сбытом» в РАНХиГС, учредитель ООО «Экспорт-Трейд», член Политсовета регионального отделения «Партии роста» в Ростовской области Аркадий Мурзаев.

Это сумма органолептических показателей или состав ингредиентов, внешний вид и состояние упаковки, а может, все сразу? Если в основе мнения, что качество продукции ухудшилось, лежат исключительно параметры, определяемые с помощью обоняния и вкусовых рецепторов, то вряд ли стоит доверять такой точке зрения, даже полученной с помощью масштабного опроса,— считает он.

Не исключено, что здесь пересеклись два фактора: общее депрессивное состояние общества, когда ничто не радует, в том числе продукты, и реальное ухудшение качества в попытке сдержать рост цен на товар путем снижения его себестоимости. В основном это достигается за счет использования более дешевых ингредиентов.

Например, колбаса. Читайте внимательно ее состав. Едва ли не в каждом изделии среди ингредиентов можно найти фарш механической обвалки или белково-жировую эмульсию. Что это такое — разговор отдельный. Ибо тем, кто любит колбасу, лучше не знать, как и из чего она делается,— иронизирует эксперт.

Но покупательная способность россиян падала несколько лет подряд еще до пандемии, и тенденция экономии на ингредиентах началась отнюдь не в прошлом и не в этом году. Вполне возможно, что тренд к удешевлению продукции просто перешел из количества в качество, и то, что пару лет назад широкой массой потребителей еще не замечалось, именно сейчас стало очевидным, предполагает аналитик.

Такие разные оценки

Тема объективной оценки качества продуктов питания в России вообще очень противоречивая, указывает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец. С одной стороны, есть исследования Роспотребнадзора, согласно которым не более 7% продаваемых в России продуктов питания не соответствуют требованиям регламентов безопасности. А с другой, есть оценки общественных организаций контроля качества, которые оценивают долю таких продовольственных товаров в российских магазинах в 30-40%.

Кому верить — Роспотребнадзору или общественникам, решать придется самостоятельно. Но важно учитывать один важный момент: Роспотребнадзор оценивает качество продукции с точки зрения соблюдения требований безопасности. Если производитель, чтобы не повышать цены, начинает использовать более дешевые компоненты, которые соответствуют требованиям безопасности, у ведомства к нему нет вопросов.

Такой продукт попадает на прилавки, но из-за более дешевого сырья становится менее качественным. И, судя по тому, что покупательная способность россиян неуклонно снижается, производители продолжат изыскивать все новые способы сэкономить,— рассуждает эксперт.

По его мнению, оценить подобные изменения в качестве просто невозможно из-за огромного количества продаваемых продовольственных товаров и компонентов, которые используются при их производстве. А в 2020 году к тому же одновременно действовали факторы, которые уводили граждан к потреблению более дешевых и менее качественных продуктов питания из-за резкого падения реальных доходов.

Кроме того, свой вклад вносило нарушение производственно-логистических цепочек, из-за чего многие производители в течение некоторого времени были вынуждены закупать сырье и компоненты у других поставщиков, возможно, худшего качества.

Поэтому, несмотря на очевидное желание согласиться с итогами исследования Роскачества, где 39% опрошенных россиян, указали на ухудшение качества продуктов питания за последний год, реальное ухудшение могло быть значительно меньшим. Все-таки во второй половине 2020 года и в течение семи месяцев 2021 года цены на продовольствие в России росли достаточно быстро, чтобы производители могли сохранить допандемическую маржинальность производства и при этом не допустить сильного снижения качества своей продукции,— заключает эксперт.