Найти тему
Regina Phalange

Что такое «привычка быть собой» и как ее бросить?

Поиски ответа на этот вопрос являются продолжением темы Осознанности, которую я уже затронула, когда рассматривала значение режима «стороннего наблюдателя».

Понятие «привычка быть собой» я впервые услышала, когда прочитала книгу Джо Диспенза «Сила подсознания». Данное понятие базируется на основах когнитивной психологии и модели когнитивного мышления. Оно не имеет ничего общего с понятием "быть Настоящим", о котором я последнее время часто говорю. Даже наоборот - избавление от этой "привычки быть собой" может привести к Себе Настоящему.

Что такое модель когнитивного мышления?

Между внешними событиями и нашей реакцией на них есть очень важный этап – это наша интерпретация тех событий, с которыми мы сталкиваемся. И именно на этом этапе «просыпаются» все наши привычные паттерны поведения, которые мы зачастую не осознаем, наши ограничивающие установки, которые порой тянутся за нами с самого детства.

Мы привыкли именно так, а не иначе интерпретировать внешние события, поведение и поступки других людей. Мы анализируем все то, что «попадает» в зону нашего восприятия, сквозь призму наших привычных мыслей. Мы не умеем «расширять» свое привычное сознание, которое ограничивают наши подсознательные установки.

Разберем это на моем примере.

Я очень эмоциональна. Сколько себя помню, на многие свои жизненные события я реагировала вспыльчиво и категорично. Я именно тот человек, который мог вспыхнуть, как спичка, и «уйти, хлопнув дверью», не разобравшись.

-2

Я очень быстро «попадалась» на крючок негативных событий и погружалась в них. Я не умела и не хотела «проходить мимо» этих раздражителей. Я подсознательно желала плавать в этом болоте негатива.

Я «привыкла» реагировать именно так, а не иначе. Мне «нравилось» быть в позиции жертвы. Я получала от этого вторичную выгоду.

Получила четверку по трудовому праву, а не пятерку? Виноват преподаватель. Завалил.

Я брала на себя роль жертвы и получала вторичную выгоду, которая заключалась в том, что меня жалели, успокаивали и говорили, что я умная, просто преподаватель не прав и не оценил моих способностей.

Вместо того, чтобы признаться самой себе, что я правда «заслужила» эту четверку и я действительно не выучила то, что должна была выучить, и вообще ничего страшного не произошло - я зацикливалась на этой ситуации и перекладывала ответственность на преподавателя.

Моя ограничивающая установка – страх показаться недостаточно умной, страх совершить ошибку и сделать что-то «неправильно».

Я не знаю, в какой момент я придумала себе «степень оценки своего ума», но я на протяжении 27 лет своей жизни постоянно пыталась соответствовать этой «идеальной версии себя». В частности, идеальная версия меня не может ошибаться, она не может делать что-то хуже, чем «отлично».

Человек, который уверен в своих интеллектуальных способностях, не будет остро реагировать на такого рода замечания и оценку преподавателя.

-3

И мир постоянно «подсвечивал» мне именно эти собственные ограничивающие убеждения. Мир пытался «достучаться» до меня и сказать мне, что со мной все нормально.

Преподаватель по трудовому праву не хотел «указать» мне на то, что я недостаточно умная. Дело вообще не в его поведении. Он давал мне шанс понять, что сверхидеализация себя до добра не доведет.

Полезно перевести фокус внимание на себя. Вынести из ситуации полезный урок. Не винить, не судить другого человека. Не поддаваться негативным размышлениям и не погружаться в деструктив, который не принесет ничего полезного. Мир с помощью преподавателя по трудовому праву пытался сказать, что мне можно ошибаться и мне можно быть «глупой». Я никому не должна быть идеальной. В первую очередь – самой себе.

Я описала конкретный случай из своей жизни. Но таких примеров можно привести множество. И для каждого они свои.

Если бросить «привычку быть собой», то можно увидеть мир в новом свете. Можно «переключить» свои реакции с режима негатива на режим созидания. Можно не поддаваться своим собственным токсичным мыслям, а посмотреть на «привычные» события по новой.

-4

Найти в «разрушающих» негативных событиях способ увидеть себя Другим. Настоящим и свободным от ограничивающих установок, сверхидеализации себя и, наконец, взять ответственность за все, что происходит, на себя, а не перекладывать эту ответственность на преподавателя, начальника или любого другого человека, который «попал» в вашу «болевую точку роста». Именно роста, а не разрушения.

Многим известен эксперимент с браслетом, который нужно снимать с одной руки и надевать на другую, если ты среагировал на ситуацию привычным образом. Так вот он именно про это.

Бросать «привычку быть собой» - это сложно. По себе знаю. Это, наверное, как бросить курить или перестать ругаться матом. Но если превратить это в игру, то получается довольно интересно.

-5