Свою прошлую статью я закончил тем, что совсем недавно узнал о новом лётчике. Это правда и сегодня я расскажу о нём. Это мой третий рассказ о пилоте, асе в честь которого назван посёлок в Ленинградской области.
Сегодня обойдёмся только историей лётчика, поскольку то, как я узнал о нём было уже рассказано в статье про Михаила Советского. Приступим!
Иван Иванович Ермилов родился в деревне Жаличная, Тульской области, в 1915 году. Почти с рождения будущий ас рос без отца, его он потерял на Первой Мировой войне. Своё детство и юность он провёл у своего дяди, в деревне Ленино. Это была семья соответствовала названию своей деревни, а именно они были очень, очень трудолюбивыми.
Ваня сильно полюбил бескрайние поля и синее небо над своей деревней. В 1934 он закончил ФЗУ по специальности слесаря. Пошёл работать на силовую станцию. В 1935 году Ермилов, вместе с земляком Алексеем Рачковым, поступил в аэроклуб. Там он получил первоначальную теоретическую подготовку. Ермилову удалось совмещать работу и обучение пилота. Один из его коллег отзывался о Иване, как о добросовестном рабочем. Ещё в 1934 у Ермилова появилась мечта стать пилотом, и…
…В 1937 его мечта осуществилась, его принимают в лётную школу.
В горнило войны он попал в августе 1942 года. Тогда, как раз заканчивалось формирование 488-го авиаполка 281 авиационной дивизии. Эскадрильей командовал опытный пилот, старший-лейтенант Никишин. Иван стал летать на весьма грозном штурмовике ИЛ-2.
Обычно за день штурмовики совершали от четырёх до пяти вылетов. Зачастую они летали в районы Мги, Синявино и Кириши; всё это посёлки под Ленинградом. Основными целями лётчиков были опорные пункты, а также живая, зачастую немецкая, сила.
19 января 1943 Красная Армия начала контрнаступление с целью прорыва блокады Ленинграда. Тяжёлые наступательные операции длились шесть дней. И ад был не только на земле, но и в небе. В нём оказался и Ермилов с боевыми товарищами. По той информации, которую я нашёл, лётчики совершали по 120 боевых вылетов ежедневно. Лично я считаю её очень сильно преувеличенной, но то, что пилоты внесли невероятный вклад в эту победу, я оспаривать не буду.
Никишин командовал шестью истребителями из авиаполка, в числе которых был и Ермилов. Всех наградили медалями «За оборону Ленинграда».
В июле 1943 Красная Армия совершила очередное наступление, на этот раз в районе посёлка Синявино. Ермилов вновь проявил себя отлично и был награждён, немного-немало, орденом Красной Звезды. Также его повысили до лейтенанта.
Свои навыки пилота он ещё раз продемонстрировал в январь 1944. Это было очередное наступление наших войск под Ленинградом, с целью уже полного снятия блокады. Иван вновь показал себя прекрасно, доставив большие проблемы нацистам. После ещё одной успешной операции его опять наградили высокими наградами: орденом Отечественной войны — I степени, а также очередное повышение; теперь он зам. командира эскадрильи.
Дальше шли бои за города Мга и Новгород. На этот раз асу доверили командование «шестёркой». Здесь ещё сильнее проявились бесстрашие и сила духа Ермилова. Ивана за блестящие командование наградили орденом Красного Знамени.
Особенно Иван проявил себя в битвах за финский город Виипури, а ныне российский Выборг. Три линии обороны финнов были серьёзной проблемой для авиации, но не для такого аса, как Ермилов. В Ленинграде многие знали о мастерстве.
15 июня 1944 он возглавлял шестёрку илов, ведя их на железнодорожный узел в деревне Хумалойоки. Иван летел вместе с воздушным стрелком Алексеем Александровым. Благодаря внезапной атаки удалось уничтожить эшелон врага и его живую силу. Но по пути назад их встретил сильный заградительный огонь. В результате в хвост самолёта попали и тот стал стремительно падать. При падении раздался взрыв. Пилот и стрелок погибли. Погибли героями!
Его похоронили в братской могиле того самого посёлка Хумалойки, который впоследствии был переименован и теперь носит имя этого лётчика-аса - Ермилово.
Этой статьёй я заканчиваю мою серию статей о лётчиках асах, которые связаны географической близостью посёлков, которые названы в их честь. Я надеюсь, для вас это было познавательно, ну, или хотя бы интересно. Лично для меня все эти истории о лётчиках-асах, которые защищали мой город, отложили очень сильное впечатление.
Серов, Советский, Ермилов – спасибо за Ленинград.