906 подписчиков

Сборник 1. Оружие, армии и сражения в аниме. № 7 «Последняя ведьма Изетта»: Achtung, achtung! Izetta in der Luft!

278 прочитали

Доброго времени суток. Сегодня мы продолжим рассматривать боевые действия в альтернативной Европе первой половины двадцатого века и проследим за судьбой жителей княжества Эйльштадт, подвергшегося нападению Германской империи в аниме «Последняя ведьма Изетта». И прежде чем продолжить напомню, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. И если с этим мы определились, то начинаем.

Последняя ведьма Изетта

Про данный тайтл, как и про большинство из второй волны мной просмотренных, узнал из клипа на песню Panzerkampf группы Sabaton. Кстати, в одном из комментариев под клипом «Third Aerial Girls Squad [AMV]- Metal Machine» на YouTube предлагали ввести правило, что если в аниме есть девушки в боевых машинах, то должен быть клип на песню Sabaton. Думаю, вполне заслуженно.

Оригинальный сериал «Последняя ведьма Изетта» или «Shuumatsu no Izetta» вышел в 2016 году и содержит 12 эпизодов. Имеет рейтинг R. Смотрел в переводе Анилибрии. Мир, в отличие от «Хроник» практически полностью соответствует нашему миру конца тридцатых – начала сороковых годов. Есть Британия со столицей Лондиниумом. Вместо США тут Соединенные Штаты Атланты, императорской России или, скорее, СССР соответствует Федерация Волга, с которой у местных немцев договор о ненападении. Который последние соблюдать не собираются. Ну а вместо Третьего Рейха – Германская Империя с императором Отто во главе. В целом, это единственное ее отличие от детища несостоявшегося художника. Концлагеря, оккультизм, стратегия и тактика блицкрига, СС, «Зиг Рейх» и уже начавшаяся война. В ходе которой уже захвачены местные аналоги Польши (Ливония), Франции, Австрии, Чехии, Голландии, Бельгии и Люксембурга. А империя уже выдвигает свои войска к границе расположенного в Альпах небольшого княжества Эйльштадт.

Правда, данный экскурс в историю дадут чуть позже, а вначале после кратких, но важных для сюжета воспоминаний нас знакомят с Финой, принцессой этого самого княжества, которая в сопровождении пары охранников направляется в нейтральную страну для переговоров с британским дипломатом, намереваясь договориться о военной помощи. С потерями избежав пленения, она добирается до местной Швейцарии, где ее, увы, все же арестовывают и, посадив на «Тетушку Ю», отправляют в Германию.

И вот тут я не могу не отметить, что немцы в аниме порой творят лютый бред. И произошедшее далее на борту тому яркое доказательство. Помните снайперские винтовки в танках в «Хрониках»? Так вот, в самолетах у немцев, видимо, положено по штату, перевозят противотанковые ружья. Не иначе как при крушении на территории противника отбиваться пилотам придется от зондеркоманды космодесанта. (Нет, потом скажут, что это были прототипы, но в таком случае они должны были быть упакованы в ящики, а не стоять в оружейной стойке, и перевозиться разряженными). Впрочем, с ящиками в Германии большой дефицит, поскольку в уже упомянутом поезде без всякой упаковки и охраны перевозят сверхважный агрегат, за один взгляд на который следует расстрел. Интересно, это так каждую бригаду грузчиков в расход пускали? И этот же сверхважный контейнер перевозят на том же Ju 52, что и принцессу. Не подумав, чем это может грозить, потерпи самолет крушение. Видимо, две сверхсекретные службы рейха такие немощные, что смогли выбить на двоих только один самолет. Причем, без истребительного прикрытия! Но это уже мелочи. В дальнейшем накал идиотии только нарастает, когда во второй половине сериала во вражескую столицу за важными сведениями посылают явно «зеленого» в таких делах агента… Где он тут же проваливает всю конспирацию, слишком много трепля языком. Вернее, провалил бы, будь у капитана гвардии хоть немного мозгов. В общем, удивляет, как немцы смогли не только создать рейх, но и завоевать большинство соседей и серьезно продвинуться в военных разработках.

Именно так и надо перевозить сверхважный груз. По территории нейтральной страны. Что, даже брезента не нашлось, раз ящики кончились?
Именно так и надо перевозить сверхважный груз. По территории нейтральной страны. Что, даже брезента не нашлось, раз ящики кончились?

В общем, волей сценариста на борту одного несчастного Юнкерса оказались принцесса Фина в сопровождении не обремененного интеллектом офицера, капсула с другой главной героиней – той самой ведьмой Изеттой и три новых противотанковых ружья. Это привело к тому, что транспортник в итоге развалился на части, а главные героини, с некоторым трудом разобравшись с не к месту оказавшимися поблизости четырьмя Мессерами улетели на территорию Эйльштадта на одном из противотанковых ружей. Впрочем, и его в последствие Изетте пришлось бросить, сказав пару слов на прощание, и продолжать путь уже пешком.

В итоге, после трех дней скитаний, Изетта выносит раненную принцессу к отступающей эйльштадтской части, и уже вместе с ними они выходят к ведущей бой крепости замка Кенненберг. Где, видя бедственное положение сил Эйльштадта, Изетта пускает в ход свои силы, принося магию на поле боя XX века, что меняет расклад сил на фронте и вносит сумятицу в международные отношения. Все вышеописанное в аниме заняло первые три серии. А к чему это все привело, узнаете, посмотрев дальше. А мы поговорим о героях.

Фина, вернее Ортфина-Фредерика Эйльштадтская, мое почтение. Рассудительная, смелая, хорошо подкованная во многих вопросах, а не просто говорящая и кивающая голова. Умеет сама принимать взвешенные и тяжелые решения и отвечать за них. В некоторых случаях не может сдержать эмоций, но не поддается им, все равно продолжает думать головой и на первое место ставит благополучие своего народа. Потом уже идут ее близкие. И на последнем месте – она сама.

Изетта по моим воспоминаниям от первого просмотра на фоне эрцгерцогини вышла куда нервнее. При повторном просмотре негативных эмоций она уже не вызвала. Все ее ужимки, стеснительность, скромность, а порой излишняя эмоциональность вполне объяснимы, если вспомнить, что ей всего пятнадцать лет и проживала она до момента ее поимки немцами в деревне, а до этого часто переезжала с места на место по причине своих способностей. Ну и вспомним, что еще с детства она считает себя обязанной Финне и готова за нее буквально жизнь отдать. В общем, вполне неплохо. Правда, остался один вопрос. Из разговора немцев становится ясно, что Изетта до пленения положила роту пехоты. Однако в дальнейшем вела себя несколько странно. Во время боя при Кенненберге приземлила десяток Штук, раскидала роту средних танков, но ни одного пехотинца сама так мечом и не пронзила. Впрочем, это тоже при желании можно объяснить. Да и танкистам с пилотами не позавидуешь.

Так же среди женских персонажей нам встретится Бьянка – капитан гвардии с подчиненными, которые отлично справляются как с вопросами охраны первых лиц, так и на поле боя не подкачают. Да и на лицо и фигуру не жалуется. Правда, о ее аналитических способностях я уже высказывался. Не забудем еще горничную Лотте и Эльвиру Фридман - отвечает за информационную поддержку событий, а так же поддерживает контакт со спецслужбой Эйльштадта и является репетитором Фины. Весьма деятельная, но немного идеалистичная женщина.

И в целом, помимо поля боя и политических встреч, где они себя ведут соответственно ситуации, о этой пятерке можно сказать, что милые девочки делают милые дела в свободное от работы время. Правда, все же отмечу их двусмысленное поведение. Нет, я не то что бы против – это источник половины комичных моментов сериала, да и смотрелось весьма неплохо (а за сорванный танец Арнольда Белькмана прибить хочется), но все же складывается впечатление, что автор очень хотел довести дело до юри, но постоянно себя одергивал. Может, конечно, я слишком превратно интерпретирую обычную женскую дружбу, но в некоторых сценах так и хотелось крикнуть «Целуйтесь уже!». Хотя, уложить главных героинь в постель у автора все же получилось.

Мужская половина на фоне женской выглядит серенько, но тоже неплохо. Нам покажут генерала Шнейдера, ведущего себя куда достойнее и умнее своего коллеги из «Валькирии», майора армии Эйльштадта Ханса Обермайера, который будет активно действовать на поле боя, и Зигхарда Мюллера – офицера спецслужбы. Последний, как и положено такому человеку, тверд, расчетлив и верен стране. Правда, некоторые его решения заставляют задуматься, что в разведку в этом мире набирают кретинов по обе стороны фронта, ибо такого слива я не ждал. Сперва он без крайней необходимости убивает оказавшегося не в том месте не в то время солдатика. И не говорите, что это была необходимость. Много знающего паренька можно было демобилизовать и отправить подальше от линии фронта, параллельно ловя на него шпионов, отправить служить в столичный гарнизон с тем же результатом, взять себе в помощники, в тюрьме закрыть до конца войны, в конце концов. Но нет, нужно было обязательно его пристрелить, после чего рефлексировать все оставшееся время, что бы в самый ответственный момент погибнуть, оказавшись не в состоянии застрелить похожего на него немецкого солдата. Серьезно?! Именно таким и должен быть офицер разведслужбы?! И это при том, что нормальные примеры тяжелых решений и их последствий в сериале присутствуют. Постепенное раскрытие истории ведьмы тому неплохое доказательство. И не могу сказать, что полностью разделяю мнение Изетты по этому вопросу…

Союзники, или вернее будет, «союзнички» какими-то яркими персонажами не блистают. Впрочем, политики, как им и положено, улыбаются в лицо и параллельно строчат в штаб резолюции с намеком на то, что пора бы прислать армию и раскатать в блин что рейх, что Эйльштадт, а то нехорошо, когда у них такая вундервафля имеется. В общем, американцы в своем репертуаре.

Немцы нас радуют спецгруппой по изучению ведьмы, возглавляет которую до определенного момента Арнольд Белькман. В целом, типичный немецкий ученый. В подчинении у него молодой Риккерт Бистерфелт, о котором я уже упоминал – именно его отправили в столицу Эйльштадта. В остальном же парень в целом положительный, как по отношению к службе, так и характером. И заслуженно отправляется в список «Они должны жить». Да и зарождающаяся любовная линия между ним и Бьянкой могла бы выйти вполне интересной. Впоследствии к героям присоединяется летчик-истребитель капитан Басслер. Опять же собирательный романтизированный образ пилота Люфтваффе. По характеру – повзрослевший Риккерт. Понравилось, что эти трое показаны не кровожадными маньяками, а прагматичными людьми, со своими идеалами, стремлениями и слабостями, которые приводят их к закономерным финалам. Больше, пожалуй, говорить ничего не буду. Как и о появившемся на стороне Германии женском персонаже. Тем более что пора переходить к тому, благодаря чему это аниме попало в подборку.

Боевые действия, в целом, показаны очень неплохо. Немцы, согласно доктрине блицкрига, активно использую авиацию и крупные силы танков при поддержке пехоты, которая прячется за "коробочками", кидает гранаты, ведет огонь на подавление из пулеметов. Не забывают и про минометы. Ну и малый сабантуй, прямо по Твардовскому, Люфтваффе тоже устраивает. Так же, пусть и совсем немного, покажут переправу и высадку танков паромами и выброску воздушного десанта. В общем, прямо кадры Вермахта образца тридцать девятого – сорок первого годов.

Ведут себя соответствующе. «Drang nach Osten» еще нет, но уже в поисках Изетты жгут деревни, уничтожают население, расстреливают пленных с целью психологического воздействия на противника, с удовольствием позируют на фоне плененной ведьмы и снимают все на пленку.

А вот флотская верхушка, позволившая разменять первый в империи авианосец на информацию о силах ведьмы – те еще умники. Как и сам император. Отличный план, Ваше Величество.

В плане техники немцы не отстают. В воздухе висят знакомые по хронике, фильмам и другим произведениям истребители Messerschmitt Bf 109, пикирующие бомбардировщики Ju-87 Stuka и бомбардировщики He-111. По земле ползают "трешки" и "четверки". Что не совсем верно, поскольку даже при вторжении в Советский Союз в Вермахте присутствовало большое количество легких танков. Но ни Pz-I с Pz-II, ни чехословацких машин мы в кадре не увидим. Не забывают немцы и про перспективные разработки. Уже готовы прототипы тяжелых танков и реактивного истребителя (специально проверил – вполне соответствует нашей реальности), построили уже упомянутый авианосец (правда, потом его бездарно пролюбили), а только на стороне противника появилась ведьма – оперативно разработали и наладили массовый выпуск способных бороться с ней боевых машин. Правда странного гибрида Мардера и Вирбельвинда, который сфотографировала разведка Эйльштадта, мы, к счастью, так и не увидим. Видимо, ракурс съемки был не самый удачный. Зато самих ЗСУ немцы успели за несколько месяцев наклепать изрядно. И, во-первых, почему-то использовали для нее базу Pz-IV, который на момент сорокового года и сам по себе вполне отвечал требованиям поля боя. Видимо, лень было рисовать базу «двойки» или чеха. А во-вторых закрыли крышу башни броней… Впрочем, тоже объяснимо. Иначе пришлось бы потом рисовать, как из них вываливаются члены экипажа, когда установки запустили в воздух. В остальном же к прорисовке подошли весьма ответственно. Два спаренных с пушкой пулемета на ранних модификациях Pz-III и вообще шанцевый инструмент и другие приспособления на танках, ревуны "Штук", довольно подробная приборная панель истребителя. Хотя, уверен, профессионалы смогут найти немало недочетов.

Солдат союзных армий, в отличие от политиков, практически не показывают, но экипажу бомбардировщика – мое глубокое уважение. Благо Ланкастер в решето – а они живы - здоровы. Ну и в эпилоге нам еще покажут пару кадров с высадкой на побережье, где можно еще чуть поворчать про Шерманы все в том же сорок первом. Но не буду.

На первый взгляд армия Эйльштадта тоже не отстает. Нам покажут и молодого салагу, нервничающего в ожидании первого боя, и подбадривающего его бывалого ветерана. Есть хорошо оборудованные позиции с развитой системой окопов с блиндажами и щелями, долговременные огневые точки, колючка и мины. Командиры не сидят на месте, проявляют инициативу, реагируют на изменяющуюся обстановку, вызывают артиллерийскую поддержку, когда это необходимо. А при отступлении части не теряют организации и отходят вместе с ранеными, сохраняя оружие и боеспособность вообще. Да и простое население тоже не сидит на месте во время оккупации, уходя в горы партизанить. И, судя по тому, как они обыденно это делают, подобное у них уже на генетическом уровне.

Правда, за халатность при обороне убежища командование, если уцелели после штурма, стоит минимум отправить в штрафбат. Ладно, в межвоенное время на конкретно данный фортификационный объект (угу, являющийся, по сути, запасным КП) забили. Однако вы в нем месяц сидели, и так и не удосужились укрепить свои позиции?! Да даже пара пулеметов за баррикадой в прямом коридоре уже создала бы штурмующим объект ССманам большие проблемы, и поливать от бедра из МР-40 ваши позиции они бы уже не смогли.

По оснащению армии княжества тоже возникают вопросы. Сперва отметим, что в самом начале упоминается, что на территории Эйльштадта расположено предприятие, выпускающее такие высокоточные станки, что его хотели приобрести англичане. И вот это государство не смогло даже наладить выпуск собственных пулеметов нормальной конструкции, не говоря уже о более серьезных системах, вроде артиллерии и танков. В то время, как у немцев уже вовсю были MG, советские бойцы двенадцать лет назад получили ДП, в армии Эйльштадта продолжают использовать французский Гочкисс обр. 1914 года с открытыми магазинами. Открытыми, Карл! Ребят, вы оказались неспособны даже лицензионный или пиратский выпуск Максимов наладить? Верю. Остальное оснащение пехоты вопросов не вызывает. Пистолеты, магазинные винтовки, противотанковые ружья, каски, и даже использование гужевого транспорта полностью соответствуют реалиям времени.

По артиллерии особых претензий не имею – на момент 1940 года в принципе даже с несколько устаревшими артсистемами, тем более в обороне, воевать было еще можно. Тем более, что столица оказывается прикрыта более или менее современными крупнокалиберными зенитками и аэростатами. То же касается и авиации. На вооружении княжества стоят вполне приличные истребители-монопланы.

А вот по танкам… Опять же, совсем немного поворчу о том, что на вооружении стоят только старички Рено FT-17. Да, они серьезно устарели к сороковому году, но все еще продолжали оставаться на вооружении не только не имеющих серьезной военной промышленности Литвы, Эстонии и Финляндии, но и самого производителя – Франция, у которой их к началу войны оставалось более тысячи единиц. Так что ничего удивительного… Хотя, постойте. Что у нас в то же время было в Польше? Помимо Рено. Танкетки TKS собственного производства и легкие 7ТР – копия британского Vickers Mk E. Не говоря уже о том, что Советский Союз Т-26 наштамповал более одиннадцати тысяч. Чехословакия же к моменту нападения на нее Германии, Польши и Венгрии имела неплохие LT vz.35 собственного производства, готова была к выпуску LT vz.38, на которых немцы вполне успешно воевали до 1942 года минимум. И вообще была одним из лидеров танкостроения и активно предлагала и поставляла свою продукцию на экспорт. В общем, что мешало закупить если не лицензию на производство того же «шеститонного» (думаю, вполне бы потянули), то хотя бы несколько десятков единиц? В конце концов, Изетта столько немецких танков раскидала, что можно было хотя бы трофеи в строй поставить.

Reno FT-17 Эйльштадта. Так же отметим маскировочную сетку.
Reno FT-17 Эйльштадта. Так же отметим маскировочную сетку.

И ладно с моделями. Допустим, военные считали, что французских ветеранов будет достаточно при их военной доктрине. Но ведь она должна быть адекватной! А что мы видим на экране? Командиры посылают эти картонки в лобовую атаку на «трешки»! Да еще и пехота в окопах подбадривает: «Покажите, на что вы способны». Показали – немцы их с закономерным результатом всех выбили. А потом командование удивляется – как же так вышло, что мы потеряли все танки? Мы обречены! Идиоты, максимум, на что они были способны – устроить засаду (местность позволяла) или играть роль ДОТов. Но нет, устроим раш и сольемся. В общем, сплошное разочарование.

Понравились отсылки на реальную историю (правда, тут наступление все же начала Федерация Волга, забив на тот самый пакт, но, надеюсь, открыла второй фронт по согласованию с союзниками), а постепенное раскрытие подлинной истории ведьмы показывает в итоге мир в сером цвете, и, если честно, мои симпатии после этого разделились. Ну и как всегда – предок заварил кашу, а потомкам расхлебывать.

Конец немного предсказуем
Конец немного предсказуем

Рисовка в аниме особо не выделяется, но яркая и приятная глазу, соответствует эпохе. Единственное, что выбивалось - это наряд Изетты. Так же при повторном просмотре заметил несколько повторов кадров с авиацией и пылящими по дорогам Эйльштадта "трешками". Немного обидно, но глаз не режет и на общее впечатление от просмотра не влияет.

В целом же, подводя итог, возросший рейтинг (по сравнению с «Хрониками Валькирии») пошел аниме на пользу. Оно вышло более серьезным и взрослым, и каждая из составляющих «Последней ведьмы Изетты» выглядит вполне правдоподобно и интересно. Пусть местами и перегибают с эмоциями, милотой или логикой происходящего, но без фанатизма и это практически не влияет на общее впечатление. Ну а несколько неплохих нарезок под композиции шведской Sabaton приятно дополняют само аниме.

Достойны упоминания

Еще один немаленький арсенал немецкого вооружения времен Второй Мировой войны скопил на своем флагманском дирижабле «Deus ex machina» глава Миллениума Максимилиан Монтана в аниме «Хеллсинг OVA» (2006 – 2012 года, 10 серий). Королевский Тигр, знаменитое зенитное орудие «ахт-ахт», подводная лодка и даже какое-то порождение сумрачного тевтонского гения. Все это хранилось в просторных трюмах дирижабля. Где до его крушения в основном так и осталось. Что немного странно. То есть, обстрелять Лондон ФАУ-1 главный злодей догадался, а спустить на поверхность танк и свалить им колонну Нельсона – нет. Гениально.

Впрочем, и без танков на улицах Лондона в аниме есть на что посмотреть. В отсутствии поблизости Аллукарда, Александра Андерсона, Ганса Гюнше и им подобных, сражения получаются плюс-минус интересными и даже не лишенными каких-либо тактических решений. Среди таковых отмечу начало высадки вертолетного десанта Ватикана в британской столице, оборону поместья семьи Хеллсинг наемниками Пипа Бернадотте (замечательная реклама мин направленного действия) и последние минуты жизни сэра Шелби Н. Пенвуда на его командном пункте. Когда же на поле боя появляются козырные карты противоборствующих сторон схватки выходят еще более эпичными, но лишаются последних крох адекватности. Впрочем, в таких условиях противники в попытке уничтожить появившееся перед ними вундерваффе используют широкий арсенал огнестрельного оружия.

Заключение

На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу.

Напоминаю, что мы уже рассмотрели «Госик», «Ермунганд», «Пиратов «Черной лагуны», «Полное затмение», его спин-офф «Черные метки» и «Хроники Валькирии». Так же можете попробовать найти все явные и не очень отсылки к произведениям массовой культуре в моем потоке сознания тут или проследить за судьбой Франца Бахмана в 1941 году здесь. Приятного чтения и до встречи через неделю.

#аниме #оружие #вторая мировая