Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стала установка в Москве на Болотной набережной скульптуры швейцарского художника Урса Фишера "Большая глина №4". Не все были довольны. На мой же вкус это очень важное и интересное событие в котором нет ничего плохого.
Во первых, давайте поймем, что же на самом деле изображено в этой самой скульптуре. Автор утверждает, что перед нами увеличенный почти что в 50 раз комок глины, который разминал художник. Якобы это "знак незавершенности, преображения и становления".
Я воспринимаю эту скульптуру чуть-чуть иначе, но об этом позже. Сейчас же попробуем понять что людям не нравится в статуе и почему. Телеведущий Максим Галкин уверяет, что ему видится в статуе куча фекалий. Интересный, конечно, образ. Особенно, учитывая что на статуе явно видны следы ладоней. Но возможно в селе Грязи, где сейчас живет Галкин с супругой принято месить фекалии руками.
Другие считают, что они смогут сделать не хуже чем Урс Фишер. Спойлер: не смогут. Большинство современных художников не рисуют похоже на реальность не потому, что не могут, а просто потому что для похожести есть фотоаппарат. Современное искусство оно скорее про образы и работу самого зрителя. Для неверующих - вот вам другая работа скульптора, сделанная из воска и посвященная Леонардо ди Каприо и его родителям. В конце статуя просто растаяла. Статуя должна напоминать о хрупкости и мимолетности времени.
Некоторые возмущаются тем, что государство поддерживает иностранное современное искусство и якобы купило скульптуру у Фишера за большие деньги. Но, нет. Мэрия Москвы только позволила выставить скульптуру. Все же работы были сделаны за счет миллиардера Михельсона. И стоит работа перед его галереей "Грэс-2", которая пока еще не открыта, но уже очень обсуждаема. Не в последнюю очередь из-за скульптуры. Этакая реклама еще не открытого культурного центра.
Наконец, многие считают, что не место современному искусству в центре городов. Мол пускай современное искусство будет на окраинах. Но ведь та же самая "большая глина №4 " несколько месяцев простояла на площади Синьории во Флоренции рядом с "Давидом" Микеланджело и скульптурами Донателло
Я видел скульптуру и в Москве и во Флоренции. И поразился насколько одна и та же скульптура может быть разной в зависимости от окружения.
В Флоренции это был именно комок глины. Рядом великие статуи эпохи возрождения. Не очень даже высокие и тут эта 12 метровая дылда. Это возникновение чего-то из хаоса, момент рождения искусства. История о том, что и Давид когда-то был глиной (даже несмотря на то, что он мраморный),
В Москве работа Фишера стоит возле советского здания ГРЭС и тут волей неволей возникают уже другие образы. Это уже не столько рождение чего-то нового сколько распад. Как заметила моя жена тут как будто статуя Ленина расплавилась на солнце.
Впрочем, тем кому работа Фишера не нравится утешением может быть то, что через несколько месяцев ее уберут. А вот памятник Калашникову останется с москвичами на гораздо больший срок.