Думаю, большинство людей знают это изречение, частенько приписываемое Черчилю. Впрочем, ему очень часто приписывают различные умные мысли, наравне с «древняя китайская мудрость гласит…». На самом деле это сказал Милтон Фридман – «Я думаю, что решение проблемы правительством — обычно так же плохо, как и сама проблема, а зачастую делает её ещё хуже» https://ru.citaty.net/avtory/milton-fridman/.
Для советского/российского человека эта мысль совсем не очевидна. Ведь правительство/власть – это отец родной, учитель и надзиратель в одном лице и именно оно должно о нас заботиться и решать все наши проблемы. Причем с веками ничего не меняется, при любой неприятной ситуации, будь то пожар в торговом центре, рост цен или пандемия немедленно раздается всеобщий крик «Куда смотрит правительство?!». Правительство честно принимает меры и… чаще всего становится еще хуже, в точности по Фридману. Недовольные граждане немедленно усматривают в этом зловещий заговор – коррумпированных чиновников, проклятого Запада или вездесущих жидомассонов. В реальности все гораздо проще и, одновременно, гораздо сложнее.
Много лет назад, в середине 90х, я пытался объяснить смысл изречения Фридмана своим детям и придумал такую ситуацию – вполне жизненную.
Среди множества проблем, возникших после смены социального слоя, была одна довольно неожиданная - товарное изобилие, обрушившееся на совершенно непривыкших к такому советских людей. Приятно, конечно, что при наличии денег можно купить что душенька пожелает, но ведь возникает мучительный выбор, как купить качественную и не слишком дорогую вещь.
Попробуйте поставить себя на место обычного человека, накопившего на новый телевизор, холодильник, стиральную машину и т.п. В магазине он видит десятки различных моделей, у каждой из которых куча непонятных характеристик, каких то буковок, циферок… Что выбрать, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно потраченные деньги? Консультанты в магазине вызывают вполне оправданные подозрения – «А не хотят ли они впихнуть мне чрезмерно дорогую модель или сплавить устаревшее, залежавшееся на складе барахло?». Опрос родственников, знакомых и соседей тоже неэффективен, ибо они сами в недоумении.
И тут в голову одного честного и умного чиновника (не смейтесь, по слухам они реально встречаются в природе) приходит великолепная мысль – а давайте создадим Государственный комитет по Обеспечению Граждан Товарами длительного пользования, сокращенно ГК ОГТ. Чиновник готовит докладную записку, объясняющую метод работы этого комитета.
На первом этапе комитет отбирает экспертов – ученых, инженеров, экономистов. Экономисты определяют несколько ценовых диапазонов, а ученые и инженеры для каждого диапазона выбирают 2-3 модели, лучшие по совокупности всех характеристик. Задача непростая, но вполне решаемая.
Затем государство за счет бюджета закупает миллионы, даже десятки миллионов выбранных моделей и продает их в розничные магазины (Примечание чиновника «Со временем можно подумать о развертывании сети государственных магазинов, чтобы избавиться о частных посредников»). Отобранные товары сертифицируются государством, а все остальные или запрещаются, или облагаются высокими налогами/пошлинами. И что в итоге?
1. Граждане спокойно выбирают товары «под цвет обоев». Они уверены, что в любом случае получат хорошую, надежную и недорогую бытовую технику.
2. За счет крупнооптовых закупок и выгодной логистики цены существенно ниже. Растет благосостояние народонаселения!
3. Бюджет пополняется за счет небольшой наценки при продаже товаров магазинам. Дополнительные доходы используются на социальные цели – пенсии, пособия и проч.
С какой стороны не погляди, все в выигрыше. Умеет наше государство позаботиться о людях, что бы там не бурчали всякие наймиты Госдепа.
А теперь подумаем, как эта идеальная модель поведет себя при столкновении с грубой реальностью.
Подобные крупнооптовые закупки – лакомый кусочек для любого производителя, и отечественного, и зарубежного. Понятно, что они всеми способами будут пытаться попасть в число «избранных». Люди там неглупые и быстро найдут подходы к системе, причем банальные взятки далеко не единственный способ. Не нужно быть гениальным менеджером, чтобы придумать несложные ходы:
1. Изучить предпочтения экспертов и выпустить модели, наиболее соответствующие их предпочтениям. При этом будут заметно ухудшены другие показатели, зато цена не вырастет.
2. Продвинуть в число экспертов «своих» людей.
3. Активное лоббирование нужных производителей под вроде бы разумными лозунгами – «не будем плестись в хвосте, нужно выбирать только суперсовременные модели», «поддержим отечественного производителя», «нельзя выбирать производителя из данной страны, ведь там сплошные русофобы» и проч.
4. Самое надежное – прямой и косвенный подкуп ключевых чиновников.
Таким образом, борьба за потребителя сменяется борьбой за чиновника. Возникают значительные затраты на «внедрение в систему», зато не нужно тратиться на маркетинг и рекламу. А самое главное, можно смело поднимать цены и экономить на качестве производства, ведь теперь у покупателей нет выбора.
В итоге получаем нечто, противоположное задуманному – покупатель вынужден брать плохую и дорогую технику. А Милтон Фридман горестно вздыхает и повторяет «Решение проблемы правительством хуже самой проблемы»
И корень зла совсем не в неудачной бизнес-модели, не в качестве менеджмента. Просто действия чиновников имеют совсем другой вектор – угодить начальству и прикарманить побольше бюджетных денег. Интересы потребителей в этот список не входят, поэтому рано или поздно любое начинание сведется к показухе и набиванию карманов.
PS Прошло всего пара лет и господин Лужков сотоварищи решил подтвердить теорию практикой. Москвичи должны помнить сеть заведений быстрого питания «Русское бистро», широко объявленную «убийцей Макдональдсов».
Ведь прекрасная была идея, на бумаге. Разворачиваем сеть наших, русских ресторанов быстрого питания. Мэрия выделяет деньги и отличные места в городе, Институт питания разрабатывает рецептуру. Горожан кормят вкусными и полезными русским блюдами, поят не менее вкусными и полезными русскими напитками. Людям – полезная и недорогая еда, городу – источник дополнительного дохода, все счастливы!
Как и следовало ожидать, затея обернулась пшиком. «Эффективные менеджеры» (а в руководстве компании оказались в основном дети московских чиновников) быстро превратили все заведения в обычные забегаловки, где главным блюдом была водка «Русская» и коньяк «Баргузин». Ведь это приносит куда больше прибыли, чем обычная еда, а получить разрешение на торговлю спиртным у собственных родителей совсем не сложно.
И типичное «Русское бистро» стало иллюстрацией к рассказам Гиляровского о кабаках криминальных районов Москвы – грязь, клубы табачного дыма, пьяные рожи, мат-перемат, драки. Через три года сеть обанкротилась, а несколько миллионов долларов из бюджета Москвы уплыли в неизвестном направлении.