Есть в сборнике Александра Николаевича Афанасьева русская народная сказка "Арысь-поле" или "Мать-рысь".
И мало кто знает, что за сухим номером 266 скрыт древний славянский миф, воспевающий материнскую любовь.
Это сказание-миф было более популярно на Руси, чем истории о русалках, но, как водится, с годами подзабылось, обросло новыми домыслами и превратилось в сказку №266...
СЮЖЕТ
Овдовел старый лесоруб рано, остался с дочкой малолеткой на руках. Но сил у него хватило и воспитал он дочку умницу-красавицу. Но отцовство отцовством, а природа своего требует. Женился он на женщине с дочкой тоже одиноко живущей.
Тут, как водится, дочка некрасивая да заносчивая, а мамаша её всамделишная ведьма. И обе завистливые, аж жуть!
А дальше, как в Золушке, Морозко и других историях подобных. Стала мачеха падчерицу изводить-доводить и мужу в ушки дудеть, что избавиться от девки надобно.
Да только этот отец не дурак был. Нашёл выход из положения. Дочку замуж выдал. И самому спокойно, и жена замолчала, и дочка счастлива- жених хороший попался.
Но, вот беда, испокон веков счастье чужое злому люду глаз мозолит, злобу вызывает. Совсем у мачехи, простите за выражение, "крышу снесло", как только она увидела, что падчерица сына родила и с мужем счастлива, а её дочу никто замуж брать не хочет....
От завязки мелодраматичной к кульминации фэнтезийно-трагичной и развязке счастливой
И вот однажды ночью мачеха-ведьма вышла из дома и направилась к соседскому двору, туда, где жила молодая семья. Принялась она легонько стучать в окошко. Малыш проснулся, заплакал, мать поднялась, чтобы успокоить его. Когда ребёнок снова задремал, услышала она, как что-то негромко постукивает по оконцу. Выглянула она, а зря...
Тут ведьма и обратила её в зверя Арысь-поле, который в испуге бросился через дворы к лесу.
Вместо падчерицы привела она свою дочь в дом зятя, нарядила её в чужое платье. Сильными были чары колдуньи, а потому никто не смог распознать обмана – ни муж, ни отец, ни соседи.
Вот тут есть маленькая нестыковка. Есть несколько версий сказания, сохранившихся по сей день.
По одной из них нянька, пор другой свекровь, заподозрила неладное: малыш плачет, а мать к нему не подходит!
И пошла свекровь (эта версия мне как-то больше нравится) в лес, звать:
Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Прибежал зверь Арысь-поле, скинул шкурку, накормил малыша и в лес убежал.
Только трижды в год могла Арысь-поле принимать облик человеческий, а так предводительствовала она среди зверей диких и в тридевятом царстве обитала-гласит один из вариантов мифа.
Так или иначе, но и муж начал замечать, что мать его (няня?) в лес сына его таскает. Проследил он за ней, увидел шкуру, что Арысь-поле скинула и сжёг её! (по другой версии, он выкрал некий волшебный предмет у ведьмы и расколдовал с помощью него жену)
В тот же миг жена его вновь человеком стала и со слезами всё мужу рассказала.
А далее, как водится, ведьму с дочкой наказали. Сперва казнить, сжечь хотели, но русичи- не европейские охотники на ведьм, пожалели их в итоге и прогнали всего лишь прочь.
Тут и сказке конец.
Кто такая Арысь-поле?
До сих пор учёные не знают, что означает Арысь. Имя Марыся, Маруся? Или Арысь – название реки в Казахстане, где рыси никогда не водились. Не оно ли это?
Кто-то видит здесь созвучье с рысью. Этот красивый хищник символизировал испокон веков грацию, силу и заботу, что наиболее ярко и отражено в сказании.
Народ в древности также верил, что в рысь может превратиться волчица, у которой пять раз родятся детёныши, или даже заколдованная женщина.
Так или иначе, доказательств нет, только версии, но Арысь-поле изображают в виде женщины-рыси, очень красивой, дикой и нежной. Но иногда это кошка-рысь с женской или птичьей головой.
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что вам эта история понравилась. Слышали ли в ы её раньше? И в какой вариации?