Пророческий фильм про путч 1991 года, снятый за год до путча

6,5K прочитали

Последний советский фильм, снятый на государственный средства, зрители увидели в августе 1991 года. А

в ночь с 20 на 21 августа его показали тем, что стоял возле Белого дома и выступал в защиту наступающей «демократии».

Ленту «И чёрт с нами» сложно отнести к какому-то определённому жанру, хотя авторы сочли её комедией. Смешные моменты там действительно есть, но юмор это скорее чёрный, мрачный и малоприятный. А сейчас, спустя 30 лет после премьеры, он и вовсе выглядит странноватым.

Кадр из фильма «И чёрт с нами»
Кадр из фильма «И чёрт с нами»

Снимать картину о вожде народов, который внезапно воскрес на своей южной даче, режиссёр Александр Павловский начал в начале 1990 года. Сценарий он написал сам, взяв в соавторы драматурга Игорь Шевцова. Павловский и Шевцов знакомы были уже не первый год, вместе они работали над «Трестом, который лопнул» (1982), «Зелёным фургоном» (1983), «Светлой личностью» (1989). И теперь они снова взялись за работу и довольно быстро создали сценарий. По сюжету

в некоем южном городке проходит юмористический фестиваль, куда съезжаются именитые гости. Тут-то и случается неожиданность: оказывается, Иосиф Виссарионович Сталин вовсе не умер,

а был погружён в анабиоз. И теперь, 1 апреля 1990 года, возвращается к жизни и включается в реальность.

На роль Сталина Павловский позвал Георгия Саакяна, актёра удивительной судьбы.

Георгий внешне очень походил на генералиссимуса, но очень долго это сходство оставалось лишь предметом для семейных и дружеских шуток.

Саакян работал инженером, а о кино даже не думал. Уже когда ему было за 50, он случайно попал на съёмки. И сразу в звёздную картину. В 1978 году ассистенты режиссёров Александра Алова и Владимира Наумова сбились с ног, разыскивая исполнителя на роль Сталина в политический детектив «Тегеран-43», и наткнулись на Саакяна. Он прошёл пробы и снялся в фильме. После этого и стартовала его актёрская карьера, правда, играл он опять и опять Сталина. Но Саакян старался не халтурить и всякий раз искал новые подходы к своему персонажу.

Здесь он попытался провести пародийную линию, сочетая строгость с суетливостью, циничность с доброжелательностью, шутливость и наплевательское отношение к окружающим.

По замыслу режиссёра и актёра, такой образ должен был показать зрителям, что кое-кто напрасно ждёт воскрешения или перерождения Сталина и уповает на возвращение сильной руки (а такие настроения в девяностые витали в обществе). Оба считали, что

ничего хорошего «новый Сталин» стране не принесёт.

Кстати, появился в ленте и соратник Сталина Берия, которого сыграл Всеволод Абдулов.

Актёра после автокатастрофы, в которую он попал в конце семидесятых, режиссёры крупными ролями не баловали,

но Александр Павловский оценил талант Всеволода ещё в 1984, когда создавал «Трест, который лопнул». Сейчас он дал артисту шанс выступить в необычном амплуа, и Абдулов снова выложился на все сто. Увы, это была одна из последних его работ на экране.

Фото со съёмок. Дмитрий Харатьян и Анна Демьяненко
Фото со съёмок. Дмитрий Харатьян и Анна Демьяненко

На другие роли Павловский пригласил актёров, которых уже хорошо знал. Дмитрий Харатьян, Александр Демьяненко и Александр Соловьёв снялись у него в «Зелёном фургоне», Николай Караченцов и Игорь Дмитриев — в «Светлой личности», да и другие исполнители, Михаил Кокшёнов, Михаил Светин, Борислав Брондуков, уже встречались с Павловским на площадке.

Фото со съёмок. Борислав Брондуков, Михаил Кокшенов
Фото со съёмок. Борислав Брондуков, Михаил Кокшенов

Завершили съёмки в том же 1990, но целый год картина по разным причинам не выходила на экране. В истории Павловского победила демократия (а что сталось с воскресшим Сталиным, узнают те, кто решится фильм посмотреть). И, по мнению многих,

она оказалась пророческой: уже в 1991 году случится тот самый путч, когда приверженцы старой идеологии попытались вернуть СССР на прежние рельсы (как в комедии воскресший генералиссимус пытается навести свои порядки).

И тогда тоже победили так называемые демократы. К чему это привело, все мы можем наблюдать сегодня. Хорошо это или не очень, каждый пусть решит сам. И чёрт с нами.

А как вы думаете, фильм «И чёрт с нами» действительно что-то предсказал или там параллели с августовским путчем притянуты за уши?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Последний советский фильм, снятый на государственный средства, зрители увидели в августе 1991 года.-4

В новых выпусках:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):