Хочется развеять миф, о том, что в Северной Корее ничего нет, и не было. С приходом к власти младшего из семьи Ким экономика Северной Кореи начала набирать обороты.
Я почти 3 года прожила в Корейской Народно-Демократической Республике в городе Расон. Этот город находится примерно в часе езды от северокорейской и российской границы на самом северо-востоке страны.
Вики «говорит» следующее об этом месте: «В 1991 году регион получил статус особой экономической зоны. Он отделился от провинции Хамгён-Пукто в 1993 году, получив название «Раджин-Сонбон», которое в 2000 году сократилось до «РаСон»». В январе 2011 года Расону присвоен статус города.
Ранее северокорейские власти возлагали надежды на этот регион, который одновременно может привлечь и китайский, и российский капиталы. Только то, что в Расоне официально признанной валютой для расчетов являются китайские юани, и были, хоть и не совсем афишируемые пункты обмена долларов и рублей, говорит о значительных послаблениях в этом регионе.
К моему приезду в 2018 году в Расон, здесь уже было множество северокорейской продукции. Оценить, конечно, сложно, но ориентировочно более 60 % от общего числа предложений на рынке.
В Расоне было несколько основных мест паломничества за продуктами и товарами. Это Центральный рынок, Международный торговый центр, малый рынок и небольшие магазинчики.
Центральный рынок был представлен двумя большими павильонами (не считая павильонов поменьше). Один был продуктовый, во втором можно было приобрести предметы личной гигиены, косметику, бытовую химию, одежду и обувь. Больший интерес, конечно, представлял продуктовый павильон. В цокольном этаже можно было купить морепродукты в свежем (живом) виде и в вяленом. Гребешок, мидии, песчанки. Крабы, морские ежи. Кальмар и осьминог. Креветки различных размеров. У гостей из Поднебесной спросом пользовались морепродукты в вяленом виде, так как это можно было увезти без проблем в Китай.
Всем привет! Меня зовут Александра. Я с Дальнего Востока. Я побывала, а потом пожила в Китае. Побывала в Южной Корее, а потом пожила в Северной. Вернувшись в Россию, написала книгу «КНДР наизнанку».
На первом этаже можно было приобрести овощи, фрукты, зелень, крупы и местные приправы. Второй этаж был представлен различными напитками и снеками. Также там был импровизированный фудкорт. Продавалась кимчи, можно было купить тут же кимпаб (в России мы знаем это блюдо как роллы), вареные пельмени и "большой пельмень". Последнее блюдо в России знают, как "пенсе".
Пенсе́ — национальное корейское блюдо, это паровой пирожок с капустно-мясной начинкой и специями. Жители Дальневосточного региона знают об этом пирожке не понаслышке, он даже стал разновидностью фастфуда.
Международный Торговый Центр в Расоне представлял собой четырехэтажное здание с эскалаторами. Он находился буквально через дорогу от центрального рынка и был открыт в апреле 2018 года.
На первом этаже располагались кафе и магазинчики, в которых был ассортимент второго этажа центрального рынка (различные снеки и напитки). Но в отличие от рынка здесь можно было без страха купить продукты, требующие температурного режима хранения: здесь все хранилось в холодильниках. Например, ореховую пасту, белую кимчи из Пхеньяна, фруктовое желе и снеки из кальмара.
В торговом центре можно было найти что-то новенькое, что недавно привезли из Пхеньяна, или из Кэсона, или новые продукты из самого Расона. Мы открывали для себя привычные для нас в России, но северокорейские продукты. Среди нас, моих российских коллег-приятельниц, была даже такая игра «посмотри, что я нашла в супере». Супером мы называли торговый центр. Мы обнаружили северокорейскую минералку, растворимый кофе «три в одном», питьевой женьшеневый напиток с группой витаминов B и другие продукты.
Продуктовая ситуация в Расоне начала меняться из-за закрытых границ. Еще в начале 2020 года Северная Корея просто решила закрыться по понятным причинам. С прилавков стали пропадать заграничные продукты, а цены на местные поднялись до небес.
Благодарю, что дочитали до конца!
Интересные публикации канала