241,7K подписчиков

50-летний преподаватель рассказывает о первом опыте работы с Тинькофф Инвестициями и своих успехах

114 прочитали
Всем добрый день. Меня зовут Михаил, я преподаватель вуза на кафедре социологии. Мне 50 лет, и как минимум 49 из них я даже не думал, что могу (да и что хочу) инвестировать.

Всем добрый день. Меня зовут Михаил, я преподаватель вуза на кафедре социологии. Мне 50 лет, и как минимум 49 из них я даже не думал, что могу (да и что хочу) инвестировать. Потом я прикинул, какая у меня будет пенсия с учетом того, что я работаю в сфере образования практически всю жизнь. Оказалось, что меньше 20 тысяч рублей.

Я стал искать варианты, как увеличить капитал на пенсию и старость без пресловутого стакана воды от детей. Расскажу, что делал и каковы успехи на данный момент.

Почему вообще инвестиции

Сначала я хотел выбрать только один инструмент и колебался между вкладами и инвестициями. Вклады безопасные, но ставка маленькая — в этом году около 5%. То есть если я положу 100 тысяч в банк, через год у меня будет 105 тысяч. 5 тысяч хватит на пару недель закупать продукты домой. Странно копить на пенсию, если накопленного за год тебе хватает на два похода в магазин. А что будет через 15 лет, когда я перестану работать?

Инвестиции рискованнее — гарантированной доходности нет, но в среднем, если посмотреть на акции, в долгосрок они всегда растут. Если компания надежная, если нет форс-мажоров… Всяких «если» много, но может выйти так, что в итоге инвестировать будет выгоднее. У меня есть примерно 15 лет до пенсии, так что я решил методом проб и ошибок, подключением базы гуманитарного и социологического знания выйти на путь получения безусловного дохода именно от инвестиций.

А потом я понял: незачем выбирать, если можно и рискнуть, и подстраховаться одновременно.

Подушку — на вклад, накопленное сверх — в инвестиции

Мы с женой накопили 300 тысяч рублей. Этого хватит примерно на полгода, если я останусь без работы, а супруга продолжит работать. Теоретически финансовая подушка скоплена. Пускать её в инвестиции я не буду ни в коем случае, но вот как раз эти деньги положу в банк на вклад. Почему так: подушка — это деньги, которые лежат до черного дня. Так пусть не просто лежит, а работает. В первый год по средней ставке 5% 300 тысяч принесут мне 15 дополнительных тысяч рублей и не пострадают от инфляции.

А к инвестициям я начал готовиться с нуля. Копил еще примерно год — теперь у меня есть 100 тысяч, которые я пущу только на инвестиции.

Чтобы инвестировать, нужно выбрать брокера и открыть счет

Поймите, пожалуйста: то, о чем я пишу, не финансовые советы. Я своим опытом хочу показать, что начинать что-то новое даже в 50 лет, даже если страшно терять деньги — нормально. И ошибаться на этом пути тоже нормально. Но лучше, конечно, иметь страховку в виде финансовой подушки.

Инвестировать нельзя без брокерского счета. Сейчас удобно, можно скачать приложение на телефон, подписать документы кликом — и сразу откроется счет. Раньше надо было искать брокера, думаю, это причина, по которой я не начал 10 лет назад. Казалось, что все это ненадежно и утомительно. Счет я открыл в Тинькофф, потому что его мне посоветовал сын, который давно занимается инвестициями.

В интернете пишут, что приложение Тинькофф часто виснет. Не знаю, не замечал. У меня нет столько свободного времени, чтобы проверять счета по 10 раз в день, так что я захожу в приложение раз в неделю. И готов подождать, если что-то загружается чуть медленнее, чем обычно.

Счет открыт, выбираю активы

Я скорее отношусь к тем, кто не может начать новое дело, не изучив все досконально. Конечно, риск всегда есть: ты знаешь, как работает рынок, покупаешь стабильно растущие акции, а завтра Илон Маск пишет что-то в Твиттере и все рушится. Но советам аналитиков Тинькофф я все равно доверяю, потому что форс-мажоры случаются редко, а инвестиции — это стабильная работа, где важна любая помощь.

Тинькофф предложил купить мне паи фондов. Фонды — это уже готовые портфели. Их собрали по какому-то признаку, и по идее, такие фонды хорошо сбалансированы и показывают доходность в любой ситуации. Грубо говоря, упал рубль — его подстраховало золото, которое тоже есть в фонде. Или, например, упали акции какой-то компании, тогда другой выросли, и фонд тоже не потерял в цене.

Признаюсь честно, сначала выбирал фонды без какой-то четкой системы. Я купил рублевый вечный портфель Тинькофф и евровый, потому что мне понравились графики. Вот какая у них годовая динамика.

В фонды я вложил 50 тысяч рублей. Мне не страшно было вкладывать так много денег, потому что, во-первых, я и так собирался их потратить на инвестиции, а во-вторых, фонды показались мне самым надежным инструментом из тех, что есть на бирже.

Еще в фондах от Тинькофф хорошо то, что торговать ими можно без комиссии. Обычно брокер берет комиссию за сделки: купил — заплатил 0,3%, продал — тоже. С фондами за операции платить не надо.

После подстраховки решил рискнуть

Оставшиеся 50 тысяч я решил потратить на акции. Насколько я понимаю, это более рискованный инструмент, чем фонды, но на фондах, я считаю, капитал быстро не сколотишь.

Акции я выбирал с помощью скринера. Это инструмент в приложении Тинькофф Инвестиции, который сортирует бумаги по разным запросам. Можно настроить самому, но я пока до этого не дорос, а можно воспользоваться готовыми запросами, что я и сделал. В итоге купил 30 привилегированных акций крупнейшего российского банка (скринер отобрал их для меня как акции со стабильным ростом) и 15 акций Dynatrace Inc (это холдинг, который занимается разработкой программного обеспечения — выглядит внушительно, да и скринер показал мне, что компания с высокой доходностью).

Вот какие результаты были через месяц

Я отложил работу с инвестициями на месяц, чтобы посмотреть, какая в итоге будет динамика. Результаты меня не огорчили.

Фонды незначительно, но подросли. Евровый — на 0,6%, рублевый — на 0,08%. Итого мои 50 тысяч превратились в 50 тысяч и 200 рублей. Мелочь, но как приятно!

С акциями тоже все неплохо. Бумаги Сбера принесли мне около 1500 рублей сверху, Dynatrace Inc — 12 долларов.

Конечно, кажется, будто это копейки. Но на самом деле нет: прошел всего месяц, это очень маленький срок для инвестирования. Да и сумма была небольшая.

После первого успеха я понял, что все серьезно

Я потренировался и решил заняться инвестициями серьезнее. Начал учиться, сначала читал бесплатные материалы Тинькофф, потом смотрел вебинары, общался с коллегами, которые тоже инвестируют. В итоге выбрал стратегию заработка на фармацевтических и биотехнологических компаниях. В основном — на новичках. В этом больше риска, но и доходность выше. А своим опасениям я сказал, что времени до пенсии у меня, конечно, много, но на раскачку мало, так что лучше если рисковать, то сразу.

Вот как я разделил разделить портфель (вечный портфель, кстати, оставил — пусть лежит и приносит прибыль):

  • Тинькофф NASDAQ Biotech, TBIO — 25%.
  • Тинькофф NASDAQ, TECH — 25%
  • Тинькофф Индекс IPO, TIPO — 25%
  • Тинькофф SPAC, TSPV — 25%

За этими, возможно, непонятными буквами скрываются еще одни фонды Тинькофф. Только если в случае с вечными фондами Тинькофф составлял портфели из разных активов, то тут — из акций разных компаний США, Великобритании, Израиля, Швейцарии. В основном это перспективные стартапы, айти и биотех.

Потенциальная доходность такого портфеля — 15% годовых. Но за прошедшие полгода мой портфель подрос на 9% и принес мне 9 тысяч рублей.

В планах через 15 лет заработать только на инвестициях примерно шесть миллионов рублей как прибавку к пенсии. Считал так: стартовая сумма — 100 000 рублей, каждый месяц буду добавлять по 20 000 рублей сверху. Средний процент — 7% годовых. 15% я держу в голове, но готов к меньшему. Честно говоря, я, когда посчитал, и получилось шесть миллионов, я сам немного испугался, как будто что-то тут не так. Но если даже мой прогноз сбудется всего на одну шестую, я буду очень доволен.

Примечание: нам в Тинькофф очень понравилась эта история. Мы обязательно будем следить за героем и помогать ему советом. А если вас она вдохновила так же, как нас, вы тоже можете открыть брокерский счёт, тем более что сейчас идет акция для новичков.
Среди участников акции Тинькофф выберет пять начинающих инвесторов и подарим им пять миллионов рублей. Чтобы попасть в число участников розыгрыша, нужно открыть брокерский счет и купить любых бумаг на 20 тысяч рублей.

Не является инвестиционной рекомендацией