9 подписчиков

Сплошная демократия: каким был французский театр 17 века

Долгое время театр нес роль, схожую с современными масс-медиа. В эпоху, когда еще даже газеты не издавались, театр служил рупором пропаганды, особенно эпохи классицизма.

Долгое время театр нес роль, схожую с современными масс-медиа. В эпоху, когда еще даже газеты не издавались, театр служил рупором пропаганды, особенно эпохи классицизма. Иногда постановки могли раскрывать чьи-то дворцовые тайны или высмеивать интрижки. Все, что производилось на сцене, было недалеко от событий, происходивших в реальности, а поскольку круг аристократии был не так велик, то почти каждый мог понять, какое и для кого звучало послание со сцены.

Стоит отметить, что театральное устройство, в особенности балетного и оперного театра, дублировало иерархическую систему общества. Артисты имели определенные ранги (например, в балете артисты кордебалета, корифеи, солисты, премьеры и этуали), и соответственно, обязанности, связанные с ними.

Однако давайте заглянем в драматический театр, не менее значимый, чем оперный.

Комеди Франсэз (La Comédie Française) — один из старейших театров Франции, который расцветал параллельно с Парижской Оперой в период правления Короля-Солнца (Людовика XIV). И, что удивительно, первый договор, подписанный всеми членами труппы в 1681 году, утверждал коллективное над личным. Например, вознаграждение за труд артисты получали равное, несмотря на значимость роли или занятость в репертуаре. Более того, актер не мог отказаться от предлагаемой партии, даже если она была второстепенной, а до этого он играл ведущие.

Так мы наблюдаем совершенно неожиданные настроения и выстраивание коммуникации в том месте, где, казалось бы, должны жить по законом иерархичного уклада. Выбор в пользу общего блага позволил Комеди Франсэз преодолеть страсти, свойственные творческому коллективу.

! Интересный факт !

В 1862 году был выпущен специальный жетон, который артист получал на собраниях театра, а потом мог обменять на деньги. Это стимулировало не отстраняться, а быть активным участником в жизни коллектива.

Иточник: Минц Н.В. Театральные коллекции Франции. - М.: Искусство, 1989