Повсеместному переходу на электромобили мешают проблемы с источником энергии. Современные аккумуляторы так и не смогли приблизиться по плотности энергии к обычному жидкому топливу. Поэтому особое внимание следует уделять тому какими батареями вы собираетесь пользоваться.
За более чем 220 лет, когда 1803 году Иоганн Вильгельм Риттер изобрел первый перезаряжаемый аккумулятор, было перепробовано множество разных вариантов. В конечном итоге, промышленно выпускаются фактически два основных типа традиционные и более доступные свинцово-кислотные, а также прогрессивные и более дорогие литий-ионные.
Литий-ионные аккумуляторы (ЛИА) – это относительно новый вид батарей. Первые промышленные образцы ЛИА начали продаваться в 90 – х годах прошлого века.
Пока это самый технологичный способ сохранить электроэнергию и каждый человек знаком с нею. Наши смартфоны и ноутбуки работают за счет ЛИА.
Литий или свинец?
Действительно, эти батареи компактнее и могут хранить куда больше энергии, чем традиционные свинцово-кислотные. Конечно, ЛИА теперь работают и в складской технике. В частности, Maximal Forklift предлагает эту технологию во всех моделях электропогрузчиков и складской техники.
Перед специалистами по складской логистике стоит вопрос, какую технологию выбрать? Привычные свинцово-кислотные батареи или модный литий?
В большинстве случаев на выбор влияет цена покупки. При этом, работа в одну смену с низкой интенсивностью делает окупаемость более дорогих ЛИА совершенно неочевидной, тем более, что она растягивается на годы.
Однако, даже в этом случае у ЛИА есть преимущества. Вот три самых значительных.
1. Li-ion намного эффективнее
В целом, какой бы аккумулятор вы ни использовали, это не повлияет на работу самой машины. Однако есть некоторые значимые детали. При работе аккумулятор разряжается и при этом падает напряжение батареи. При 70% разряде свинцово-кислотной батареи выдаваемое напряжение не может обеспечить нормальную работу погрузчика. Для подержания производительности при низком напряжении приходится увеличивать силу тока. От этого вся силовая часть начинает греться, что может привести к серьезным поломкам. Отдача литий-ионного аккумулятора намного выше, вы можете разрядить его до 90%, прежде чем зарядка действительно понадобится. При этом падение напряжения будет незначительным – скорость останется прежней и перегрева силовой части не будет. Если учесть более низкие потери (до 30%) процесса заряда/разряда, большую отдачу и временя работы то выигрыш становится более заметным. Полученная в результате экономия энергии частично компенсирует стоимость покупки литий-ионного аккумулятора. Всем нравится более низкий счет за электроэнергию!
Иными словами, на один рубль, потраченный вами на оплату электричества погрузчик перевезет больше грузов.
2. Больше не нужно менять батарею
Самый раздражающий момент при работе со свинцово-кислотными батареями – зарядка.
Она длится от 8 до 12 часов, который нельзя прерывать, пока процесс не закончится. Если зарядку остановить – это плохо скажется на батарее. Кроме того, надо проверять уровень электролита в банках и при необходимости проводить долив. Низкий уровень электролита также ускоряет деградацию СКА. Чаще всего при односменной работе приходится ставить АКБ на зарядку каждую ночь. И если этого не сделать (забыли, не успели, отключение электричества и пр.), то погрузчик не сможет на следующий день работать полноценно. Поэтому для нормальной работы приходится приобретать дополнительные подменные батареи и заниматься непростой процедурой замены использованных аккумуляторов на заряженные. Следует учесть, что для свинцово-кислотных аккумуляторов требуется специальная (дорогостоящая!) и хорошо вентилируемая зарядная комната. Для обслуживания свинцово-кислотных батарей нужен специально обученный специалист (часто не один) – аккумуляторщик с целым списком льгот*.
Для ЛИА такой проблемы нет. Такая батарея спокойно переносит дробный заряд. Поэтому ее можно ставить и снимать с зарядки в любое время. У ЛИА очень быстрая зарядка (полный заряд за 1.5 – 2 часа). За 40 минут можно зарядить на 80%. Поэтому, за время обеденного перерыва ЛИА можно зарядить на много часов дополнительного времени работы! Литий-ионный аккумулятор можно заряжать где угодно.
3. Забудьте о ежедневном обслуживании
ЛИА имеют закрытую необслуживаемую конструкцию. Во время зарядки батарею не надо снимать с погрузчика и нет необходимости доливать воду или проверять электролит. Фактически, все риски безопасности, связанные с заменой и зарядкой свинцово-кислотных батарей, ушли в прошлое!
Выводы
Переход на технологии ЛИА требует значительных первоначальных инвестиций.
Часто, при анализе целесообразности использования «свинца» или «лития» рассматривают только экономию электричества и гораздо (в 3-4 раза) более длительный срок службы литий-ионной батареи. Однако, при этом упускаются такие статьи расходов как зарядная комната и расходы на обслуживание. Мы уже говорили, что обслуживания свинцово-кислотных АКТ требуется специально обученный сотрудник. Фонд заработной платы только одного аккумуляторщика может составлять 600 – 700 тысяч рублей в год.
И, конечно, полный переход с технологии СКА на ЛИА требует серьезного изменения процессов внутренней логистики. Многое придется делать по-другому и не всегда это проходит безболезненно.
Однако, полный переход на ЛИА значительно упрощает работу на складе и, в конечном итоге, экономит деньги.
Не случайно, в последние годы резко увеличился спрос на погрузчики с ЛИА. Поэтому производители складской техники начали предлагать такое оборудование. В частности, любой электроприводной погрузчик Maximal Forklift может быть поставлен с самой современной и производительной литий ионной батареей.
Примечания
*Специальность аккумуляторщик включена в Список № 2 по профессиям и должностям, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда. Указанный перечень установлен Постановлением № 517 от 02.10.91 г. и дает право на льготную пенсию в более раннем возрасте, чем при обычных условиях.
Доплаты и льготы аккумуляторщику за вредность:
• Дополнительный отпуск – предоставляется ежегодно 12 календарных дней при работе со свинцовыми или кислотными аккумуляторами; 6 календарных дней при работе с щелочным оборудованием.
• Доплаты к окладу – минимально установлены в размере 4 % от ставки согласно штатному расписанию. Точный размер повышающего коэффициента утверждает работодатель в трудовом/коллективном договоре с работником.
• Льготная пенсия – предусмотрена согласно Списку № 2 профессий с тяжелыми/вредными трудовыми условиями. Законом «О пенсиях» № 173-ФЗ установлено, что досрочное назначение пенсионных выплат полагается мужчинам/женщинам при наступлении 55/50 лет и при наличии общего страхового стажа как минимум 25/20 лет, а стажа работы в тяжелых условиях как минимум 12,5/10 лет.
• Обеспечение современными средствами защиты и молочными продуктами.