Есть такие места, маршруты в которые я еду годами. Да, вот планирую, составляю маршрут – а потом начинается, то времени нет, то денег, то компании, то еще какие-нибудь дела. Вот и в путешествие вдоль реки Зуша, у меня не получалось поехать, наверное, лет 5 или 7 лет.
История маршрута.
Я люблю весной, в мае, путешествовать по ближним южным областям: Тульская, Липецкая, Воронежская. В это время там очень красиво - молодая, ярко-зеленая листва на деревьях, только-только взошедшие озимые на полях, а сами поля изрыты глубокими извилистыми оврагами - балками.
Красивая Меча - река в Тульской и Липецкой областях, мною изъезжена вдоль и поперек, поэтому я искал новые интересные места. И как-то разглядывая карту, я увидел небольшую речку Зуша, петляющую по полям вдоль обрывистых берегов. Накидал примерный путь и стал ждать подходящего времени...
О реке.
Зуша относится к водному бассейну Оки и протекает по Европейской части России через территории Тульской и Орловской областей. Протяженность реки составляет 234 км, а площадь водосборного бассейна — 6950 км². Зуша завершает свой путь на границе с Болховским районом, где впадает в Оку в качестве правостороннего притока.
Основные сведения Зуша — относительно широкая, но неглубокая река с быстрым течением. Она берет начало на Алаунских высотах, расположенных в Тепло-Огарёвском районе Тульской области у деревни Большое Минино. Высота этого места над уровнем моря составляет 213 метров. Устье расположено вблизи деревни Городище. Место впадения в Оку выше уровня моря на 134 метра. Величина среднего уклона реки Зуши составляет 0,3 м/км. По ходу течения значение этого параметра постепенно уменьшается. В верховьях уклон составляет 1,33%, в средней части — 0,4%, а в низовьях — 0,2%. Бассейн Зуши сильно залесен. К берегам плотно подступает растительность. Густота речной сети в пределах бассейна (вместе с притоками) составляет 0,32 км/км2. Озерность данной территории достаточно низкая (1%), практически отсутствуют заболоченные места (1%).
Река Зуша имеет 19 притоков, среди которых наиболее крупными являются Грунец, Филинка, Грязная, Раковка и Верещага. Остальные реки из этого списка имеют протяженность менее 150 км. В пределах Орловской области река Зуша является самым крупным притоком Оки. Характеристика русла и речного бассейна Зуша характеризуется весьма неглубоким руслом (до 2 метров), сильно варьирующимся по ширине. Самыми узкими частями являются верховья (от 5 до 40 м). По направлению от истока к устью ширина постепенно увеличивается, но в конце вновь сужается. В среднем течении расстояние между берегами доходит до 60 м. В низовьях реки ширина варьируется от 35 до 100 м.
Широкие места заливного типа на реке Зуше отсутствуют. Берега в основном обрывистые и скалистые. Пойма лугового типа, используется в сельскохозяйственных нуждах. Бассейн характеризуется развитым карстом. География Вначале река Зуша течет на юго-запад, проходя через Корсаковский и Новосильский районы, а затем круто меняет направление на северо-западное, сохраняя его до устья. Этот поворот имеет вид живописного округлого изгиба.
На территории Орловского региона расположена основная часть реки Зуши. В Тульской области находится небольшой начальный отрезок русла.
Ранее Зуша использовалась для судоходства от города Мценска до слияния с Окой на протяжении 35 км; вследствие сильной излучинности и каменистости дна судоходство по Зуше затруднительно. В 1900 году в город Мценск прибыло 2 судна с 3 тысячами пудов (49 тонн) груза и отправлено вниз 1 судно с 15 тысячью пудов (246 тонн).
В конце 50-х — начале 60-х годов XX века на реке были построены плотины ГЭС: Воротынцевская, Новосильская (168 кВт) и Лыковская (760 кВт) и в конце 1970-х годов заброшенные. Лыковская ГЭС восстановлена в 2015 году.
По берегам Зуши много старинных поселений (Воротинескъ), а также города Мценск и Новосиль, оба на правом берегу. Интересно, что в месте слияния Зуши и Оки длина первой больше.
По пути к истоку.
Обычно на ближние южные курорты – так я их называю – я люблю ездить на майские праздники, в этом году вырваться получилось несколько позже, но я думаю, это не будет помехой.
На место приехал ближе к часу ночи. Долго искал место, где можно было бы переночевать. Все условные места, которые я пометил себе - были, мягко говоря, не очень – виной тому оказался рельеф с крутыми спусками к оврагу, да снующие туда-сюда трактора.
В полях во всю работала техника – поливали что ли? Это тоже сказалось на выборе места для ночевке – не очень-то и хотелось вставать лагерем на глазах у местных жителей. В общем помыкался туда-сюдя, спустился на дно балки, откуда берет начало река Зуша. На ночь встал так, что моя машина просматривалась с разных сторон. Но об этом я узнал через несколько часов на рассвете.
Планы на выходные.
Поспал я буквально пару часов – рассвет не заставил себя ждать. Нужно вставать, перекусить и ехать по маршруту. Без малого но мне предстояло за два дня полевыми и лесными дорогами проехать 234 километра, а это я вам скажу весьма не просто.
Как я писал выше, на ночь я встал на дне оврага из которого берет свое начало река. Да, видимо весной, когда обильно тает снег, исток Зуши возможно располагается тут, но сейчас тут сухо, и глядя на этот сухую балку издевательски смотрится бобриная плотина.
Путешествие начинается.
Выезжаю в поля. Рассвет. Робкий туман стелется в низинках по оврагам.
Выезжаю на асфальт… ну, когда-то здесь был асфальт, а сейчас разбитая грунтовка. Первый облом был в том, что в верховьях реки, точнее почти у ее истока – ехать максимально близко к руслу почти невозможно. На мое удивление, многие деревни здесь заброшены и дороги полностью заросли.
Потихоньку полевые дороги выводят меня к руслу реки. Начинается «ландшафт» крутые берега, спуски и подъемы. По некоторым дорогам явно давно не ездили. На подъеме скользкий чернозем вперемешку с крупными камнями. С крутого берега открываются виды. Вот наверное за такими видами я и ехал сюда – сейчас бы рассвет и туман – было бы вообще бомба! Но это на перспективу – дальше будет круче – ведь только начало реки.
В плане архитектуры – здесь весьма скучно. Церквей или каких-либо других строений мало и они ничем не выделяются – на мой субъективный взгляд. Но в пейзаж вписываются весьма удачно.
С высоких, обрывистых берегов открываются виды на покинутые деревни. Странно было видеть столько заброшек. Я понимаю там Ивановская или Костромская области, там даже вырастить картошку наверное проблема, а здесь земля черная, плюнь косточкой и через пару лет вырастит дерево – но нет, люди все равное уезжают за лучшей жизнью и понять их можно…
Остановился на вершине холма, заглушил двигатель. Отсюда открываются виды на десятки километров - бескрайние поля, овраги, небольшие посадки деревьев, шпили церквей и крыши крошечных домов. Немного постояв в тишине отправился дальше.
Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» стоит на окраине поля и полузаброшенной деревни Воскресеновка.
По пути встречаются небольшие и неглубокие броды. А вокруг красота – молодая, ярко-зеленая листва, которая еще не успела покрыться пылью – радует глаз.
Хотя разруха здесь не везде, есть и большие хозяйства, и маленькие. Наверное, покинутые деревни здесь все же исключение, чем правило.
С крутых берегов открываются красивые виды. Да и вообще красиво ехать вдоль реки – есть в этом что-то свое.
Время восемь утра. Я проехал чуть больше сорока километров. Пара бы сделать небольшой перекус. Остановился в небольшой сосновой посадке, тень от которой была весьма кстати, ведь на солнце уже начинало припекать по-летнему. Перекус занял, наверное, полчаса, подкинув в "топку дровишек" поехал дальше. С места моего перекуса открывается вид на село Бредихино в котором есть единственная в Орловской области церковь с двумя колокольнями, построенная в 1791-1796 гг. по заказу генерал-летейнанта М. З. Дурасова.
Когда разведаешь новые места, прокатываешь новые дороги - ты то и дело заезжаешь в какие-нибудь тупики, сворачиваешь не на те дороги или вообще пытаешься найти дорогу - вроде по спутнику ее видно, а на месте от нее вообще и следа нет. На это уходит много времени, но это издержки прокатки. Вот так петляя по полям и пролескам выехал на огромное поле. Еле заметная колея ведет вперед. По картам вроде есть дорога – еду. На противоположном берегу стеной стоит лес. Наверное, золотой осенью здесь будет очень красиво. А пока впереди канава с водой, на деле не представлял никаких проблем и дорога уводит на крутую горку в сосновый лес - урочище Дубрава.
Какими-то лесными тропами снова выезжаю на берег реки. Видны следы жизнедеятельности бобров. А река по-прежнему больше похожа на ручей по берегам которой стоят стволы засохших деревьев.
В очередной раз пересекаю реку по мосту, и где-то в стороне замечаю застрявшую машину, и мужика который пытается ее откопать. Не раздумывая, подъезжаю и предлагаю свою помощь. Аккуратно вытянул машину мужика из глубокой лужи, подождал, когда он выберется на твердую дорогу и поехал дальше.
Увы, но мое путешествие неожиданно закончилось. Мне позвонили из дома, и нужно было срочно возвращаться. Жаль конечно, выбранный мною темп вполне позволял проехать полностью вдоль реки, а самое главное, что я так и не доехал до основных ландшафтов и видовых точек.
Мысли по пути домой.
Возвращаясь домой я все время вспоминал это мужика из Бибиково, на гнилой "десятке" со смоленскими номерами. Когда мы решали за что тянуть его машину он сказал мне: -"ты только потихоньку дергай, машина гнилая, балку мне не вырви." Перед глазами то и дело всплывала его беззубая улыбка... А ведь мужику не более 50 лет!!! Я ехал и думал - как так, что в самой богатой стране, живут нищее-нищее люди. Было видно, что люди бегут от нищеты и безденежья, от отсутствия перспектив и не важно, таежные ли это районы, Сибирь или Черноземье... Ни-ще-та, которая накрыла всю страну. Люди бегут от перспективы того, что еще, через пару лет "стабильности", им придется плести себе лапти.
Итоги.
По итогу: до самых интересных мест я так и не доехал. Вернусь ли я сюда? Не знаю. Зуша оставила какое-то двоякое впечатление о себе. Но, может быть, лет через... несколько я приеду сюда, чтобы половить туманные рассветы на крутых берегах реки Зуша.