6,5K подписчиков

Какой такой подвиг? Обычные дела

Сегодня отмечается День одинокой работающей женщины. Прочла формулировочку и задумалась.

Моя взрослая биография стартовала со статуса не одинокой и работающей. Это была круговерть. Подхватиться с кровати в 6 утра. Быстро приготовить завтрак. Поднять сына, накормить кашей, собрать в детский сад. Разбудить мужа, объяснить, где висят выглаженные вечером рубашка и брюки, заменить несвежие носки чистыми. Кое-как накрасить глаза, пшикнуть на виски духами. Набросить пальтишко, подхватить на руки укутанного в шубку сына. На остановке минут 15, покусывая от переживаний губы, выглядывать автобус. В адской давке доехать до детского сада, расшаркаться перед недовольной воспитательницей (опять эти Иванченки припёрлись ни свет ни заря). Потом в редакцию — командировки, трудные судьбы, рутина, дежурство в типографии, распекание от главного редактора. А вечером с сынишкой в охапке — магазины, приготовление ужина, стирка, уборка, и вдруг ни с того ни с сего посетившее вдохновение, за пару часов помогшее написать довольно крепкую зарисовку…

Сегодня отмечается День одинокой работающей женщины. Прочла формулировочку и задумалась. Моя взрослая биография стартовала со статуса не одинокой и работающей. Это была круговерть.

Сегодня думаю, как я всё это выдержала? Как мы выдержали? Ведь таким темпом жили миллионы советских женщин. Помню, в «Крымскую правду», где работал мой муж, приехали коллеги из ГДР. Мы приняли на постой репортёршу по имени Петра. Она с круглыми от ужаса глазами смотрела, как, оттрубив 10-часовую рабочую пахоту, я ловко орудую деревянным молоточком, истончая отбивные, заворачиваю в них помидорчик с сыром, обжариваю до румяной корочки рулеты, тушу в духовке, строгаю салаты и одновременно чирикаю о высоких материях — удачном интервью, интересной встрече, раритетном автомобиле, некогда возившем Хрущёва. Плакал ребёнок, я отвлекалась от стола, вытирала сопельки, меняла штанишки. Прощаясь, Петра обняла и призналась, что такого женского подвига нигде не наблюдала. А я недоумённо пожала плечами — какой такой подвиг? Обычные дела.

Когда СССР не стало, мы принялись часто и густо выезжать за границу. И там увидели совсем другой быт — с кафе, прачечными, клининговыми компаниями и набитыми товаром магазинами. Сейчас выросло поколение, ориентированное уже на эту бытовую культуру. Сегодня женщины стали умнее. Не надрываются у плиты, отдают домашнюю работу машинам, с мужчинами нередко живут гостевым браком (встречаются только по выходным), детей доверяют многочисленным студиям и центрам.

— Я приветствую исключительно такую формулу — «одинокая работающая женщина», — соглашается с парадигмой праздника Яна, юрист краснодарской компании, имеющей в Симферополе филиал. — Разорваться невозможно: либо ты — мать семейства, либо — работник.

Психолог Людмила Островенко добавляет, что женщины стали миниатюрнее, субтильнее. Рекомендует посмотреть на фотографии 50-х и сегодняшние. Разница налицо.

— При современном уровне технического прогресса, сервиса зачем превращать себя в ломовую лошадь? Квартиру уберут клинеры, обед приготовят в кафе, костюм приведут в порядок в химчистке, с детьми задачи порешают гувернёры. А ты — свободная и раскованная, делай то, что тебе нравится. Строй карьеру, совершенствуйся в любимом деле, — призывает Людмила, много лет занимающаяся психологией семьи.

Знаете, в чём я не соглашусь? Эти советы не подходят молодым. Мне кажется, в жизни надо пройти через тернии, иначе не «выделаешься» в одинокую и работающую. Одиночество в данном случае я трактую как сугубо профессиональное понятие. Мне в ремесле никто не способен помочь. Голова, перо, лист бумаги — и вперёд, доказывай, кто ты есть, не срами учителей и журналистику.

Впрочем, лично я сегодня обратила бы внимание не столько на одинокую, сколько на работающую женщину. И отпраздновала независимость, самоуважение, финансовую стабильность, авторитет, мудрость, уравновешенность, которые слабому полу дарит доскональное знание специальности. Главное, чтобы была работа.

Ирина ИВАНЧЕНКО
Фото из открытых источников