Всем привет! Сегодня хочу затронуть очень болезненную для нас всех тему - Единый Государственный Экзамен (он же ЕГЭ), а также так ли нужно современным абитуриентам к нему готовиться, тратя собственные нервы, пот, кровь и слезы. Рекомендую дочитать до конца, выводы могут вас очень удивить!
Но перед тем, как начать - очень прошу вас подписаться на канал и оставить комментарий к статье. Возможно, у вас есть что сказать по теме! И не исключено, что именно ваша рекомендация ляжет в основу следующего поста.
И так, погнали!
Зачем в идеале нужно ЕГЭ?
Казалось бы, идея создания единого государственного экзамена, навеянная западными тестами типа SAT, должна была помочь привести в порядок процесс поступления абитуриентов по всей стране. Как сейчас помню, с экранов телевизоров нас (а мое поколение было вторым, кто писал этот сильно недоделанный тогда экзамен) убеждали, что такая система поможет победить коррупцию, а для будущих студентов поступление станет более справедливым.
Что ж, спустя годы можно с уверенностью сказать, что ничего из вышеперечисленного не исправлено (об этом мы подробнее поговорим чуть ниже), а коррупция скорее перетекла из одних рук в другие. Более того, даже в самый первый год выпуск, предшествующий нам, во всю обсуждал то, кто и как обошел "систему", кому нужно занести взятку и так далее. То есть по сути, ничего не работало уже тогда, а сегодня, когда прошли годы для отладки коррупционных схем, все уже давно пронизано взяточничеством. Правда, это далеко не новость - все родители слышали о схемах, когда ребенок за полгода до выпуска переводится к глухую деревенскую школу, а также о 100-балльном ЕГЭ из южных республик.
Кроме того, сами тесты за годы их реализации не стали понятными и правильными, в заданиях то и дело находят ошибки и нестыковки, а "прорешивание" теста действующими специалистами и преподавателями, чья компетенция не вызывает сомнения - отдельный вид современных развлечений в образовательной сфере.
По итогу, ЕГЭ не делает нашу с вами жизнь проще, а скорее ее усложняет. Но мы вроде бы как вынуждены действовать по правилам, чтобы наш будущий абитуриент куда-то поступил и получил образование. Правда, в связи с некоторыми факторами, которые я опишу ниже, это может быть не совсем так. Я для вас подобрал список главных причин, почему большинству студентов высокий результат ЕГЭ банально не нужен.
Причина 1: повсеместное снижение количества бюджетных мест
Это бич современного образования, метания между платным (причем, довольно дорогим) и условно-бесплатным (где платит за студента государство) образованием. В СССР все образование было бесплатным, но и количество студентов было невелико, а попасть в Университет было нетривиальной задачей. Сейчас количество людей с "вышкой" зашкаливает и не перестает бить рекорды, высшее образование не смотря на платную основу становится куда более доступно, чем раньше. Но вот бесплатных мест от года к году все меньше и меньше, особенно это заметно, когда ты работаешь в ВУЗе - вот еще 5 лет назад набиралось одно количество "бюджетников", а сейчас оно уже в половину меньше.
В таких условиях конкуренция на бюджетные места оказывается просто космическая, особенно в топовых ВУЗах. В Университетах послабее тоже не все слава богу, поэтому вполне вероятно, что человек с неплохими результатами по итогу просто никуда не поступит, либо поступит туда, где ну никак не захочет учиться. Даже при условии, что человек старался и получил заслуженные баллы, наберутся еще тысячи "умников", заплативших за свои тесты, или нашедшие другие способы обойти систему. Вот и получается, человек готовился, старался, тратил деньги, а тут... Шиш, коммерческая основа в лучшем случае. Но об этом чуть попозже.
Здесь же заключим, что наше с вами правительство давно мечтает убрать бесплатные места, либо свести их до самого минимума, поэтому я очень не завидую тем, кому придется поступать еще через 2-3-4 года и позже.
Причина 2: экономическая нецелесообразность
Кстати про деньги, согласно гуглу, средняя цена на занятие с репетитором составляет от 2 до 4 тысяч рублей, но еще в далеком 2008-ом году две тысячи рублей у хорошего преподавателя в провинциальном Ростове-на-Дону считалось нормальным, но не космическим. Даже тогда реально крутые специалисты брали вплоть до пяти тысяч за занятие, поэтому представляется мне, что сегодня реальные цены на хороших репетиторов могут быть значительно выше.
А на репетиторов тратиться придется, в большинстве случаев это просто очевидно. Причем готовиться надо не за полгода или год, а лучше за два, причем сразу определяться заранее, куда вы собираетесь поступать, чтобы выбрать правильные экзамены (а они, кстати, могут меняться).
Чтобы был более или менее адекватный результат, сами репетиторы заниматься рекомендуют от 2 до 3 раз в неделю, и если взять среднюю стоимость в 3 тысячи рублей, то за период в два года мы отдадим почти миллион рублей (946 тысяч по моим подсчетам)! Это, кстати, больше двух лет платного обучения в топовых МГИМО, ВШЭ или РАНХиГС, а в региональных ВУЗах это может быть и вся стоимость обучения. При общей стоимости контрактного обучения в 1,5 миллиона в среднем, такое вложение кажется крайне рискованным и неоправданным. Максимум, вы сэкономите 500-600 тысяч, но это далеко не гарантированно. А если вспомнить, что экзамена будет как минимум 3, то даже подготовка уже к двум экзаменам делает всю эту историю полностью экономически нецелесообразной.
При этом самое обидное, что подготовка к ЕГЭ - это чисто технический навык решения определенного вида тестов, о реальных знаниях речь здесь все-таки не идет.
Причина 3: эмоциональное состояние абитуриента
Будучи преподавателем Университета, я по партнерской программе ездил 3 года проводить занятия со школьниками 10-ых и 11-ых классов, то есть тесно контактировал как раз с будущими абитуриентами. В общении почти со всеми студентами я заметил одну серьезную вещь - почти для всех из них подготовка к ЕГЭ была крайне нервным и изматывающим мероприятием, которое длилось годами! То есть представьте, человек отказывает себе в личной жизни, серьезно перерабатывает и перетруждается постоянными занятиями с репетиторами после основной школьной программы, испытывает постоянное психологическое давление со стороны преподавателей и родителей, и все это длится долгие-долгие месяцы!
В таких условиях у кого угодно могут начаться самые разные комплексы и развиться тяжелейшая депрессия и апатия. Не удивительно, что эти 2 года подготовки обычно полны скандалов, ругани и постоянного напряжения в отношениях между родителями и детьми. В таких условиях настоящими счастливчиками кажутся троечники и двоечники, за обучение которых родители заплатят гарантированно. А отличники рискуют "выгореть" в процессе, а если еще и годы лишений не принесут результата, то это крайне подорвет любое стремление человека чему-либо учиться и стараться, ведь в его представлении "толку все равно не будет".
Кстати, риска не поступить в современных реалиях практически нет. Нижний порог даже в серьезных ВУЗах сделали таким, что не примут разве что клинически умственно отсталого, да и то не факт. Это, как вы понимаете, реалии платного образования - чем больше контрактов, тем более богатым будет Университет. Могут не принять разве что в очень маленькие учебные заведения, но таких сейчас немного.
Я понимаю, что стоимость обучения от миллиона до двух - огромные деньги, но стоят ли они потерянных отношений с ребенком и психологических травм? Не думаю.
Причина 4: введение творческого конкурса
ВУЗам реально надоело, что нет возможности обеспечить себе качественных бюджетников. Ситуации, когда бюджетники внезапно оказываются дикими двоечниками-троечниками, сильно напрягают любой ректорат, и эти вопросы давно прорабатываются во всех топовых учебных заведениях. В этом году первые попытки были сделаны лучшими ВУЗами страны, которые ввели творческий конкурс даже на сугубо гуманитарные специальности. Сделано это для того, чтобы сразу отмести самых неспособных из тех, кому родители оформили халявный результат по ЕГЭ. В конце концов, в ходе такого конкурса, который часто носит характер собеседований. Это, кстати, большая проблема, ведь банальному навыку прохождения собеседования будущих абитуриентов не учат совсем, а навык этот по жизни окажется куда более нужным, чем пресловутый одноразовый ЕГЭ.
С одной стороны, совсем дураки отсеются сразу, не смея захватывать чужие бюджетные места. Но с другой стороны и вполне себе добросовестные студенты могут не показать нормального результата, ведь их этому никто нормально не обучал. Самое близкое к собеседованию, что мы в свое время делали в школе, это подготовка "speaking" на олимпиаду по английскому, когда требовалось о себе немного рассказать. Но согласитесь, это мало похоже на то, когда заслуженные профессора и доценты начинают у тебя допытываться что-то по темам, которые как-то связаны с еще не начатым обучением.
Вот и получается, что по основному ЕГЭ могут быть хорошие результаты, но творческий конкурс вполне реально может это нивелировать. Учитывая, сколько нервов и денег было вложено в этот тест, ситуация может оказаться крайне неприятной. И в ближайшем будущем таких специальностей и Университетов с творческими испытаниями будет становиться только больше.
Причина 5: ЕГЭ не нужен при поступлении заграницу
Банально, но факт. В своем недавнем посте я рассказал, почему в 2021-ом году классическое высшее образование нужно далеко не всем. Так вот, если уж в России мы платим такие внушительные деньги за не самое качественное образование (с точки зрения остального мира), то вполне адекватным является устремление современных родителей отправить своего абитуриента поступать в зарубежные страны. Там не только качество образования выше, но и диплом открывает куда больше дверей, в том числе и в зарубежных компаниях. Для этого, разумеется, не нужны результаты ЕГЭ, зачисление иностранных студентов за рубежом проходит по несколько иному принципу. Где-то вас даже согласны учить бесплатно, но для этого могут попросить: 1) учиться на языке этой страны, например на Чешском, Эстонском, Польском, Немецком и тд.; 2) учиться на программах, по которым не хватает специалистов. Например, в Канадской Манитобе до недавнего времени можно было бесплатно отучиться на металлурга и сразу же получить и работу, и вид на жительство - там целая программа такая была. В Чехии тоже есть такие программы, предлагающие обучение на льготных условиях, они также в основном ориентированы на будущих специалистов в тяжелой промышленности и технарей всех типов и форм.
Так или иначе, если вы достаточно амбициозны и хотите, чтобы ваше чадо получило от жизни максимум, то вполне вероятно, что такой путь для вас будет наиболее оптимальным.
Причина 6: наличие квот и специальных условий
Еще буквально недавно в моем ВУЗе можно было перейти на бюджет, если во время обучения взял академический отпуск для прохождения военной службы. Даже два моих однокурсника этой практикой успешно воспользовались. Также есть квоты для представителей наших различных республик, в том числе и абитуриентам из Крыма. Каждый год количество этих квот меняется, а в последнее время добавились еще и олимпиадники - им в моем РУДН дается льготное поступление. Так что вполне может быть, что совсем не обязательно будет тратить время и нервы на тяжелую подготовку с репетиторами, а вполне достаточно выиграть олимпиаду по труду или физкультуре. Да-да, предмет, кстати, совсем ни на что не влияет, выбирай любое интересующее тебя направление.
***
На сегодня все! Являются ли эти шесть причин достаточными, чтобы переосмыслить ваше отношение к ЕГЭ, решайте сами. Понимаю, что у многих мнение будет отличаться, не бойтесь высказывать его в комментариях. Если вдруг у вас есть знакомые, у кого в семье есть будущий абитуриент, обязательно скиньте им эту статью. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Дальше будет еще больше интересных постов.