Найти тему
Инара Митрохина

Грубые ошибки при сдаче на права

Вы выезжаете на дорогу с прилегающей территории или уже находитесь на дороге, пытаясь начать движение. Левый сигнал поворота у вас включен, вы должны уступить дорогу всем транспортным средствам, находящимся в движении на дороге, и велосипедистам в том числе. Очень внимательно оцените ситуацию. Риск здесь никакой не нужен, быстрый вылет перед идущей сзади вас машиной чреват вмешательством в управление. Вы должны смотреть на дорогу в левое зеркало (чаще всего всё-таки в левое), а не через плечо (автомобиль не велосипед), иначе заработаете 1 лишний балл (фото 1). Поток машин, которым надо уступать при начале движения может быть внушительным. Вам до этого никакого дела нет, вы ждете. Когда вы полностью убедитесь, что начало движения вашего автомобиля будет безопасным (ближайшее транспортное средство метрах в 80 от вас и не несётся с «бешеной» скоростью), только тогда, выезжайте на дорогу. Поспешите, рискуете получить сразу же 5 баллов за то, что не уступили дорогу транспортному средству, имеющему преимущество в движении. Кстати, оценивать расстояние можно по столбам освещения, которые ставятся через каждые 45 м.

И смотрите сразу, в каком ряду вам надлежит ехать. Если на дороге две полосы в одном направлении, и правая совершенно свободна, то двигайтесь по правой. Если правая полоса занята припаркованными автомобилями, лучше выезжайте на левую полосу. Нарушений ПДД в этом нет, а двигаться гораздо спокойнее (фото 2).

При перестроении из ряда в ряд вы тоже должны уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по попутному ряду в прямом направлении. При перестроении в левый ряд из правого, необходимо только правильно оценить расстояние до этого транспортного средства (минимум метров сто) и его скорость (если таковое «летит», повремените с перестроением). При перестроении из левого ряда в правый, можете, посмотрев в зеркало заднего вида, повернуть голову вправо, оценить ситуацию ещё и через правое заднее стекло. Очень часто именно на экзаменах бывает такая ситуация: дорога имеет две полосы в одном направлении, справа стоят припаркованные автомобили, вы едете по левой полосе, естественно не быстро (экзамен всё-таки) сзади вас по вашей же левой полосе едет кто-то нетерпеливый, он буквально «висит» у вас на хвосте. Учтите, что при первой же возможности этот нетерпеливый будет опережать вас справа, а вас в это время или ещё до того попросили остановиться или повернуть направо. Вы, заметив свободное местечко в правом ряду метнетесь туда, а «торопливый» тут как тут… в результате вмешательство в управление и 5 баллов. Даже если вы и заметили «торопливого», но уже изменили направление движения, вам придется уйти от ДТП влево, к сожалению, это тоже будет считаться не предоставлением преимущества. Прежде чем принимать вправо из левого ряда, оцените ситуацию, не лезьте вправо сразу, убедитесь, что это будет безопасно. Пусть себе торопыги «летят», куда им надо, а вы не спешите, не торопитесь!

Фото 1. Для оценки обстановки сзади необходимо пользоваться зеркалом заднего вида, а не поворачивать голову.

Фото 2. Гораздо проще в такой ситуации двигаться по левому ряду.

При развороте вне перекрестка вы должны уступить всем встречным транспортным средствам, если разворачиваетесь из левого ряда. Оценивайте их скорость и расстояние до вашего автомобиля и также никуда не спешите.

При проезде нерегулируемых перекрестков и особенно участков дороги с круговым движением очень внимательно смотрите на знаки приоритета. Выезжая с второстепенной дороги на главную, вы, естественно обязаны уступить дорогу всем ТС, находящимся на главной дороге. Вы собираетесь выезжать направо и видите, что по правому ряду нет ТС, а по левому – движется кто-то. Юридически, вы можете выезжать в этот правый ряд, т. к. не создаете помех транспортному средству в левом ряду, но на экзамене этого делать на надо… Так, на всякий случай, вдруг инструктор испугается, дернет за руль или на тормоз нажмет и вот вам 5 баллов. Выезжайте, когда на дороге будет обстановка, похожая на фото 3 (грузовик припаркован). Не спешите, поверните направо на пустую дорогу, не создавайте себе лишних проблем.

Фото 3. Выезжая на дорогу, не имея преимущества, убедитесь, что все полосы свободны.

На испытательных маршрутах встречаются трехсторонние нерегулируемые равнозначные перекрестки. Помните, что преимущество имеет транспортное средство, подъезжающее к перекрестку справа от вас. Однако не спутайте такой перекресток с выездом из двора. Если есть сомнения, обязательно спросите у инспектора ДПС, вы имеете на это право.

Фото 4. В данном случае вы должны уступить всем транспортным средствам, движущимся по «кругу».

Проезд участков дороги с круговым движением вызывает большие трудности у кандидатов в водители, поэтому уделим данной теме побольше внимания. «Круг» – это не единый перекресток, а система перекрестков (при полноценном круге их четыре). Если при въезде на участок с круговым движении перед «кругом» установлен только знак 4.3 («Круговое движение) без дополнительных знаков приоритета, то перекрестки на круговом движении будут нерегулируемыми равнозначными, в этом случае вы должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (помеха справа), то есть въезд на круг «ваш» (ваше преимущество, так как справа от вас никого нет), а на всех последующих пересечениях вы обязаны уступить дорогу (все транспортные средства будут находиться от вас справа).

Если перед первым перекрестком на круговом движении (въезде на круг) помимо знака 4.3 будут установлены знаки приоритета (фото 4), то проезд осуществляется строго по их указаниям. На фото 4, на табличке к знаку «Уступи дорогу» показано, что движущиеся по «кругу» имеют преимущество перед въезжающими на «круг». Бывает, что главной дорогой является только часть «круга» (половина или три четверти), тогда уступайте соответственно знаку, внимательно, не спеша, проанализировав, кому именно вы должны уступать.

Въезжать на участок дороги с круговым движением разрешено с любой попутной полосы, а вот съезжать разрешается только в крайний правый ряд, если он свободен (фото 5). Перестраиваться внутри круга через прерывистые линии разметки вам никто не запрещает, но делайте это повнимательнее, ведь видимость автомобиля, движущегося по попутной полосе справа на «круге» затруднена больше, чем на прямом участке. Как правильно подавать поворотные сигналы на круговом движении читайте ниже в разделе: «Средние ошибки».

Фото 5. Съезжать с «круга» необходимо в свободный крайний правый ряд.

При развороте на регулируемом перекрестке при включенном красном сигнале с разрешающей зеленой стрелкой налево всегда уступайте дорогу ТС, выезжающему с поперечной дороги направо (у него будет гореть красный сигнал с зеленой стрелкой направо) (фото 6). Такая ситуация в ПДД прописана нечетко, так что разъезжайтесь по помехе справа. Он будет у вас как раз справа, как только вы встанете к нему правым боком при развороте. В противном случае, заработаете те же 5 штрафных баллов.

Фото 6. При развороте на перекрестке на такой сигнал светофора вы должны уступить дорогу транспортным средствам, выезжающим на перекресток с поперечного направления.

Если вы выполняете разворот на зеленый сигнал с включенной зеленой стрелкой налево (фото 7), то уступать никому не надо, прокомментируйте данную ситуацию вслух. Скажите: «В данном случае, я пользуюсь преимуществом при развороте, так, как еду на основной зеленый сигнал со стрелкой налево, а он на красный со стрелкой направо». Но действуй те по сложившейся реальной ситуации на перекрестке. Если кто-то явно не собирается вам уступать дорогу то принимайте меры к снижению скорости вплоть до остановки, иначе получите 5 баллов за нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. а правильный комментарий избавит вас от ненужных (возможных) вопросов.

Фото 7. При таком сигнале светофора, выполняя разворот на перекрестке, вы имеете преимущество.

Многие кандидаты в водители забывают, что обязаны уступить дорогу автобусу или троллейбусу, отъезжающему от обозначенной остановки. Если автобус (любого размера, пусть даже маршрутное такси) подает левый сигнал поворота, намериваясь отъехать от остановки, а вы подъезжаете к нему, остановитесь, уступите ему дорогу (фото 8). Иначе тут же получите 5 баллов. Это один из вариантов не предоставления преимущества.

Фото 8. Необходимо уступать дорогу автобусу, отъезжающему от обозначенной остановки (он подает сигнал левого поворота).

В обязательном порядке уступайте дорогу транспортному средству с включенным синим (синим плюс красным) маячком и специальным звуковым сигналом. Если сзади вас движется ТС с включенным синим маячком, но без специального звукового сигнала, то вы не обязаны уступать ему, пока тот не подаст специальный звуковой сигнал (хотя бы «кряк»), и если вам за это влепили 5 баллов, опротестовывайте результат экзамена смело, не подписывайте экзаменационный лист.

Если на испытательном маршруте имеются трамвайные пути, то помните, что вы обязаны уступить дорогу трамваю, пересекающему проезжую часть вне перекрестка (кроме случаев, когда трамвай выезжает из депо). Знаков приоритета там не будет, а трамваю уступать необходимо. Чаще всего это места, где трамвай делает разворот, либо отдельные трамвайные пути пересекают дорогу.

Фото 9. Вы должны остановиться, даже если пешеход начал переходить (вступил на) встречную проезжую часть.

И помните, что на равнозначном нерегулируемом перекрестке трамвай имеет преимущество всегда, с какой бы стороны он ни появился.

Не уступил дорогу пешеходу, имеющему преимущество

В п. 14.1 ПДД РФ сказано: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

Я не зря процитировал этот пункт. Читаем внимательно: «…переходящих проезжую часть», а какую именно проезжую часть (встречную или попутную) не уточняется. Поэтому если дорога имеет не одну проезжую часть (дорога с разделительной полосой), то в любом случае водитель должен остановиться и пропускать пешехода, даже если пешеход вступил на переход с полос встречного направления (фото 9).

В этом пункте ПДД речь не идет о том, чтоб не создать пешеходу помех (уступить дорогу), а требуется именно остановиться и пропустить. Снижать скорость без остановки можно только в том случае, если пешеход уже заканчивает переход, но не начинает! Вступил пешеход на «зебру» хоть одной ногой с любой стороны дороги – остановиться и не возобновлять движение, пока пешеход (или пешеходы, сколько бы их ни было) не закончат переход полностью. Поведение пешехода непредсказуемо: вдруг развернется и побежит обратно. Или такой случай: велосипедист не катит рядом с собой велосипед через переход, а едет на нем. Ему это запрещено, но если вы не остановитесь перед переходом, то нарушите пункт 10.1: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Больше всего ошибок при проезде пешеходных переходов на экзаменах кандидаты в водители делают, когда не замечают пешехода, вышедшего из-за стоящего перед переходом транспортного средства. Во всех подобных случаях, при ограниченной видимости пешехода с правой стороны (фото 10) замедляйте ход перед переходом и проезжайте его осторожно, только убедившись, что перед стоящим, загораживающим вам видимость транспортным средством пешехода нет. Не помешает прокомментировать и этот случай, чтобы объяснить снижение скорости, с левой стороны дороги вы тоже можете не заметить пешехода, если слева от вас движется в попутном направлении габаритное транспортное средство (грузовик, автобус). Если грузовик или автобус проезжают переход, не останавливаясь, то и вы, прикрываясь им, спокойно проезжайте переход. Но, как только автобус или грузовик начнет притормаживать перед переходом, то вы делайте сразу то же самое, не выезжая впереди него (вплоть до остановки). Возможно, он уступает пешеходу, которого вы не видите, а вы обязаны в данном случае следовать п. 14.2 ПДД РФ. Не притормозите, за вас это сделает инспектор или инструктор, экзамен будет не сдан.

При проезде перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых, «при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке» (п. 13.1 ПДД РФ). Вот здесь речь идет о не создании пешеходам помех (термины «не создавать помех» и «уступить дорогу» абсолютно идентичны), а не об остановке перед пешеходным переходом. Остановка нужна только, если создаются помехи, то есть пешеход из-за вас может снизить скорость или изменить направление движения. Но и здесь давайте не будем обострять ситуацию, и если пешеход пошел не с вашей стороны дороги, на всякий случай остановимся, хуже не будет, но исключит лишние вопросы.

В п. 13.1 ПДД РФ не сказано, что пешеход может переходить в данном случае только по обозначенному переходу. Он смело может переходить и по границам перекрестка, а уступать дорогу мы ему обязаны, а вот велосипедисту мы обязаны уступать, только если он движется по обозначенной (знаком или разметкой) велосипедной дорожке, но помнить про опасность для движения надо везде.

На регулируемом перекрестке, при поворотах, мы обязаны уступать дорогу пешеходу только в том случае, если он переходит на разрешающий сигнал светофора, то есть в случае, когда у нас и у пешеходов сигнал одинаковый, а мы поворачиваем. Такое бывает и частенько. Будьте внимательны!

Фото 10. Видимость пешеходов в данном случае затруднена. Подъезжая к переходу, снижайте скорость.

Если на экзаменационном испытательном маршруте имеются дороги с трамвайными путями посередине на одном уровне с дорогой, то остановки трамваев оборудуются на тротуарах, и пешеходы идут к остановившемуся трамваю от тротуара (или с трамвая на тротуар), в этом случае, увидев остановившийся трамвай, вы обязаны уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него со стороны дверей (п. 14.6 ПДД РФ). Мой вам совет: не начинайте движение, пока двери трамвая не закроются полностью и он не тронется с места. Вдруг, какой-то проснувшийся пассажир выскочит из дверей, а вы тут, как тут. Не спешите!

Обязательно дайте закончить переход всем пешеходам, начавшим его на разрешающий сигнал светофора. Не спешите трогаться на зеленый сигнал, пока все пешеходы не закончили переход по вашей стороне проезжей части, получите сразу же 5 баллов (п. 14.3 ПДД РФ).

При заторе перед пешеходным переходом вы не должны въезжать на переход, он должен быть свободным. Останавливайтесь за 50 см до перехода.

Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления

Если дорога имеет две (или более) полосы в одном направлении, то встречные полосы будут отделены от попутных разметкой 1.3 (двойная сплошная линия). Если вы пересекли такую разметку или даже наехали одним колесом, то получите тут же 5 штрафных баллов. Здесь и обсуждать нечего – всё ясно, как белый день.

Если дорога имеет всего две полосы для движения в обоих направлениях, и встречная полоса от попутной отделена сплошной (одинарной) линией разметки 1.1, то пересечение такой линии хотя бы одним колесом считается запрещенным выездом на встречную полосу

Авто
5,66 млн интересуются