Что может быть лучше молодости? Только сама молодость! Что видело моё поколение и в чём участвовало?
В стране гигантскими темпами восстанавливалось города и сёла. По статистическим данным немцы уничтожили 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Восстановление СССР в такие рекордные сроки после войны назвали «сталинским экономическим чудом».
Что я видел своими глазами? Мы проживали в монорайоне «Лесное», расположенный в северной части города, до центра которого было пятнадцать километров. Поэтому жители района считали себя и городскими и не очень… Раньше тут располагалась Троицкая слобода. Поэтому «походы» в город – так мы все считали, были только по великой надобности. Чаще всего ходили на центральный рынок. Транспорт ещё не пустили, и мы гуськом шли по тропинке, отмеченной флажками, установленными минёрами. Позже пустили трамвай. Вот тогда мы чаще стали появляться в центре города.
Осенью в период заготовок дедушке выделяли в лесхозе подводу, и мы ездили покупать картошку. Это было ответственное дело. Надо было сначала взять 2-3 картофелины, сварить их в городе у знакомой (сотрудницы института), попробовать и тогда уже покупать пять-шесть мешков. Картошку покупали для варки и для жарки разных сортов по 8 копеек за килограмм (цены доходили до 10 коп. но мы искали и находили по 8).
Проезжая по центральной улице (Проспект революции – прежде Большая дворянская), мы видели, как везде копошились люди, разбиравшие завалы. В руках у них были ломы, лопаты и носилки. В центре этим занимались военнопленные (немцы и румыны), местные и демобилизованные. Военнопленные строили Дом офицеров и отстраивали улицу Театральную, параллельную с центральной. На работу их водили в колонне пешком из нашего района, где построили сразу два лагеря, огороженные колючей проволокой. Сейчас там машино-счётная станция ВЛТИ и частные дома. Лагеря располагались в полукилометров от нашего дома. За ними простирались поля СХИ.
Нестройная, оборванная колонна и один охранник с винтовкой в хвосте позади. Мы с ребятами бегали вдоль колонны и, как в песне у Высоцкого, выменивали всякую дребедень на хлеб или овощи. Поэт пел про ножики… У наших военнопленных никаких ножиков не было. Выменивали медальки, значки, даже пуговицы – вот и вся добыча!
Везде кипела стройка. Пока бабушка ходила к знакомой варить картошку, я с интересом наблюдал, как четверо немцев тянули железную двутавровую балку на третий этаж строящегося Дома офицеров. Они почти дотянули её до проёма и в это время раздался удар об рельсу, возвещавший перерыв на обед. Немцы, услышав сигнал на обед немедленно прекратили работать и балка с грохотом полетела вниз!
- Вот же басурманы, - отозвался рабочий с лопатой, стоящий рядом, - ни на секунду не переработают! Глупая точность… Теперь после обеда опять будут тянуть её на третий этаж… Наши обязательно дотянули бы!
Лесотехнический институт, или вернее то, что от него осталось, восстанавливали ударными темпами. Кому это было надо? Людям негде было жить, ели пшённую похлёбку, заводы в руинах, а тут институт! Меня это поражало. Позже, по заказу двух лесотехнических академий, Ленинградской и Воронежской, я писал документальную повесть «Эвакуация» об эвакуации ВУЗов во время войны. Оказывается, на случай войны существовали планы эвакуации. Например, Воронежскому лесотехническому институту (впоследствии Академия и Университет) выделили вагоны для эвакуации в Татарию. Лесохозяйственный факультет института с преподавателями и студентами (!) отправили в посёлок Лубяны, где работал лесной техникум, и там развернули работу института. Выпускались специалисты лесного хозяйства, даже защищались диссертации!
Кому это было надо, когда немцы стояли под Москвой?! Уму непостижимо! Но это факт.
То же самое с новым строительством института в 1945г.
Работая в главном архиве воронежской области (ф2671, оп.1,д10, л.59) я нашёл запись:
«По заключению комиссии объектов, подлежащих восстановлению, институт не имеет. Необходимо начать новое строительство». То есть институт не подлежал восстановлению.
С 1 марта 1945 года строительство было выделено на самостоятельный баланс, организована строительная контора и обеспечено двухразовое питание строительных рабочих, для которых был введен десятичасовой рабочий день.
Распоряжением Главлесоохраны из лесхозов различных областей СССР на помощь направлялись квалифицированные рабочие, главным образом плотники и столяра. Каждый из них проработал по нескольку месяцев. Этим оказывалась большая помощь в восстановлении института. Студенты тоже трудились в основном на подсобных работах.
Всех размещали в общежитии, которое более других было пригодно для жилья. Окна заложили (стекла не было) и поставили печки.
Студенты, которых на начало 1945 года уже было четыреста двадцать восемь человек, стали получать стипендию на первом курсе 140 рублей, на втором – 165, на третьем – 185 и на старших курсах – 210 рублей в месяц.
Новый учебный план по специальности «лесоводство» был рассчитан на три года и десять месяцев с присвоением квалификации «ученого лесовода».
Всё это продолжает удивлять до сих пор. Вся страна была одна гигантская стройка. Трудились все. Помогали и два миллиона военнопленных и около десяти миллионов мобилизованных. Поступали репарации из Германии, Японии, Венгрии и Финляндии. Оттуда же в Советский Союз вывозилось оборудование для заводов, станки. Кроме этого, на территории Германии были «советские» заводы, которые поставляли свою продукцию «домой».
Меня к тому времени уже выгнали из школы. Я писал ранее, что конфликтная ситуация с завучем школы, Читой, разгорелась с огромной силой и, наконец, на её улице загремел праздник.
В чёрную для меня пятницу девятнадцатого сентября 1958г. занятия в школе отменили. На рассвете сантехники дали воду, отключённую накануне вечером по случаю замены проржавевшей задвижки в колодце во дворе школы.
За считанные минуты вода из двух пожарных кранов второго этажа хлынула по полу. Замкнула и отгорела электропроводка, вспучились полы в правом крыле школы, а на первом этаже обвалилась штукатурка. По стенам потекли ручейки воды.
Кто открыл всегда закрытые краны, осталось неизвестным, но только не для завуча Авдотьи Никаноровны Чапрыгиной по прозвищу Чита. Она не раздумывая, быстрыми семенящими шажками, затрусила в восьмой «А» класс.
Ребята сгрудились возле учительского стола и шумно обсуждали событие. Чёрные пронзительные глазки Читы сразу пробуравили меня с Копчёным:
- Ты, Гарин, и ты, Батищев, - визгливо приказала она, - за мной к директору.
- Вот, Тит Титович, - завизжала Чита, - привела бандитов. Вызывайте милицию. Давно пора с ними разобраться. Я и раньше вам сигнализировала. Вы же не приняли мер и эти хулиганы, пользуясь безнаказанностью, перешли к прямому вредительству! Их надо немедленно посадить! Враги народа растут… под носом у нас с вами!
- Вы зачем краны открыли? – Тит Титович обалдело глядел на учеников, от удивления у него округлились глаза, прижались уши, а брови полезли вверх. Нижняя губа наоборот смешно оттопырилась и дугой опустилась к подбородку.
- Да врёт она всё, Чита, - скороговоркой выпалил Копчёный, я после школы дрова рубил во дворе и к школе даже не приближался. А Мосол (такая у меня была кличка за худобу в школе), то есть Вадька, помогал мне поленницу складывать и домой носить, а утром мы с ним опоздали – мы всегда в школу опаздываем - все знают! Зачем нам краны вертеть? Кто видел, что мы их трогали?
- Кто видел? - растерянно повторил Титыч,- вы видели, Авдотья Никаноровна?
- Вы, Тит Титович, даже не заметили, что этот бандит меня Читой обозвал в вашем кабинете! И ещё спрашиваете! Кто это мог сделать, если не они? Я это так не спущу. Ясно, как божий день, что это их рук дело! Бандиты! Учатся кое-как, на двойки-тройки, да колы! Систематически занятия прогуливают. Курят – сама видела! А кто пистоны под ножки стула математику подложил? Они! Кто в школу порох притащил и поджёг? Опять они, а кто карбид в чернильницу химичке насовал? Они! А Дора Павловна (конечно, ученики её звали Дура Павловна) блузку испортила! Их не раз из школы исключали. И на неделю и даже на две. Не помогает. Известные бандиты и хулиганы! Вызывайте милицию.
Как ни бился за пацанов Титыч, как ни старался, ребят исключили из школы. На педсовете Чита прокаркала разгромный спич, про записных хулиганов - вредителях, химичка Дура Павловна басом вторила, а математик Лев Николаевич Лейцингер с неприличным прозвищем, поглаживая костыль, резко выкрикивал, что таких надо сажать. Каких «таких», не уточнял. Нам с другом не разрешили даже рта раскрыть.
Копчёного отец отхлестал солдатским ремнём, а моя бабушка только охала и плакала. Деду решила ничего не говорить.
На следующий день, отец Копчёного пошёл договариваться с начальником сельхозмастерских, где раньше работал до того, как перешёл на работу лаборантом на кафедру физики в сельскохозяйственном институте.
Нас по знакомству взяли на работу в мастерские, меня определили учеником токаря и поставили к токарно-винторезному станку ДИП 200, а Борьку учеником фрезеровщика. Ему достался немецкий фрезерный станок, полученный по репарациям.
Определили наставника, мастера Потапова Ивана Григорьевича – пожилой невысокий, с умными серыми глазами. Он по-отечески взялся наставлять нас и подолгу учил уму-разуму, показывая все тонкости работы, которые знал в совершенстве. Меня заставил поступить в школу рабочей молодёжи, в которой когда-то учился и сам. Через полгода мы успешно сдали экзамен на второй разряд станочника, а ещё через полгода на третий.
Работа пришлась по душе, стали хорошо зарабатывать. Увлеклись фотографией. Купили фотоаппараты и необходимое оборудование, прибарахлились.
Я решил после окончания школы идти работать на завод, а Борька мечтал стать вертолётчиком и собрался поступать в Сызранское лётное училище.
Однажды, сидя в курилке, Иван Григорьевич задумчиво посетовал, что скоро он опять останется один:
- До пенсии ещё пять лет… Копчёный летать будет, а тебе, учиться надо.
- Я и так учусь, Иван Григорьевич, на следующий год закончу. Пойду на завод – там и работа интересней, и заработки высокие. Сам ведь сказывал, что там средняя - двести пятьдесят!
- Жизнь, она не только в заработках, а в интересе! Пацан ты ещё, молодой - зелёный. Свои возможности надо по полной выложить. Ты парень мозговитый, вон, как чертежи читаешь, как семечки щёлкаешь! Работаешь без году неделя, а уже с тобой считаются, идут с чертежами. Да что там… сам частенько спрашиваю, что там обозначено. Тебе в институт надо. Хорошим механиком станешь.
- Какой институт, Григорьевич? Где я и где институт? Там математика, физика, а я с вечерней школы.
- А ты что, не рабочий человек? В тебе стержень…Вот садись и работай со своей этой математикой. А токарь ты и сейчас хоть куда, пригодится, небось!
Вот так я и попал в институт, с лёгкой руки МАСТЕРА!
...
Продолжение следует...
...
Ссылка на первый очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/pochemu-liudi-hotiat-vernutsia-v-sovetskoe-proshloe-61049c691586531e674b79f2
Ссылка на второй очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/v-provinciiah-sssr-1953-god-ocherk-2-6105ea2175ac2b0843e42c11
Ссылка на третий очерк о СССР https://zen.yandex.ru/media/lakutin/sssr-poslevoennye-deti-ocherk-3-61088868eb5bfd334af24bae
...
Фото к публикации из интернета по лицензии Creative Commons
...
Автор: Вадим Гарин
https://proza.ru/avtor/vagarin1yandex
С удовольствием ПРИНИМАЕМ на публикацию не опубликованные ранее истории из жизни, рассуждения, рассказы, повести, романы.
!Тёплые комментарии, лайки и подписки приветствуются (даже очень)!
...
официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/
Почта :Lakutin200@mail.ru
Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin
Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/
Твиттер https://twitter.com/nikolaylakutin
Facebook https://www.facebook.com/NikolayLakutin
Канал в Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/lakutin
Так же у нас есть Канал на Youtube "Николай Лакутин"