В России существует предрассудок о необходимости высшего образования, особенно это характерно для людей старшего поколения, которые считают, что диплом является пропускным билетом в успешную жизнь. Но в реальности большинство вузов в России неспособны предоставить качественные образовательные услуги, а многие студенты после получения диплома не идут работать по специальности.
Не так давно, я получил диплом о высшем образовании. Учился на не самой тривиальной специальности – философии. Меня еще со школы начала интересовать философия и появилось желание начать изучать эту уникальную область человеческого знания. Хотя я уже тогда понимал, что путь изучения философии не ведет напрямую к получению практической профессии, с помощью которой получится обеспечивать себя и свою семью. Но это меня никоим образом не отпугнуло, и я решил по полной программе отдаться этой авантюре под названием философское образование. По прошествии 4 лет учебы, я могу выделить положительные и отрицательные стороны получения высшего образования в России.
Что не понравилось?
Я буду говорить о ситуации в общем, в отрыве от моей специализации, хотя и обращаясь в конкретных местах к личному опыту.
Первое что стоит отметить со знаком минус – это качество преподавательского состава. Если быть совсем откровенным, то половина людей, которые занимают преподавательские места, вообще никаким преподаванием заниматься не должны. Многие преподаватели заточены в вузах из-за не способности найти себя в другой профессиональной области. В университетах же они занимаются либо созданием видимости обучения, либо отыгрываются на студентах из-за своей несостоятельности в жизни. Студенты в итоге получают лишь поверхностные знания, а университеты становятся местом концентрации посредственных преподов.
Курсы с бесполезными предметами
Следующей проблемой являются «непрофильные курсы», чаще всего именно на этих дисциплинах и попадаются наиболее безразличные преподаватели. Это претензия относится к содержанию учебной программы. Потому что непонятно, зачем условному юристу иметь три дисциплины по менеджменту, которые еще при своей бесполезности невнятно преподаются? В итоге студенты и преподаватель занимаются имитацией бурной деятельности, а на выходе все остаются с ощущением опустошенности, так как прекрасно понимают, что время было потрачено зря.
Почему многие выпускники не работают по специальности?
Я убежден, что у вас достаточное количество знакомых, которые ни одного дня в своей жизни не отработали по специальности. Многие получают диплом лишь для галочки, как необходимый жизненный этап. Люди, отучившиеся на гуманитарные специальности, часто не могут приложить свои умения в профессиональной среде. Например, в моем случае работой по специальности может стать лишь преподавательская деятельность. Несмотря на то, что мне интересна философия, строить свою карьеру в области образования я не собираюсь. В первую очередь по причине печальных перспектив с финансовой точки зрения. Как итог, многие теряют годы своей жизни, получают диплом, а в дальнейшем не понимают, что с ним делать.
Чем остался доволен?
Положительные моменты полученного образования укладываются в два пункта:
1) Культурно интеллектуальный базис. При всех минусах и недочетах российского высшего образования, я не могу назвать потраченное время бесполезным. Любое образование помогает структурировать мышление и стать экспертом в своей области. Главной задачей выпускника становится научиться на практике применять те знания, которыми он обладает. Часто это происходит вне стен своей альма-матер.
2) Социальные связи. Особенно в России, социальные контакты решают многое и это можно рассматривать двояко, как плюс и как мину нашего общества. Одной из главных функций университета является социальная. Вуз дает возможность пообщаться с интересными, умными людьми, обрасти полезными контактами и найти друзей на всю оставшуюся жизнь.
Высшее образование я не могу считать бесполезным. Оно открывает возможности, которые появляются в результате полученных профессиональных компетенций и от интегрирования в интеллектуальную среду, полезных знакомств. Но проблемы связанные с системой высшего образования в России имеют глобальный характер и требуют незамедлительного решения!
А с какими проблемами в процессе образования сталкивались вы или ваши близкие?
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Мой канал нуждается в вашей поддержке!