У каждого порой возникает потребность выговориться, поделиться тем, что творится на душе, разместиться со своими мыслями и переживаниями, проговорить важные для себя вещи вслух. Но много ли среди ваших знакомых, друзей, родственников таких людей, кто может вас просто выслушать? Если найдется хотя бы один - это уже здорово. Вам повезло!
Умение быть хорошим слушателем ценилось во все времена. Но, как правило, люди не умеют слушать. Даже действуя из лучших побуждений, неосознанно совершают массу ошибок, отчего разговор в итоге не приносит должного удовлетворения, потребность выговориться закрывается криво или не закрывается вообще.
Давайте разберём частые ошибки слушателей. Возможно, некоторые из них вы найдёте у себя. Если так - не расстраивайтесь! Теперь вы сможете осознанно отслеживать такие моменты во время разговора и корректировать своё поведение.
Страна советов
Слушатель может взять на себя роль спасителя и начать сыпать советами или спешно придумывать разнообразные выходы из ситуации. Хорошо, если его об этом попросили. Но если целью разговора было разместить свои чувства и переживания, облегчить душу, то бесконечные настойчивые советы и рекомендации вызовут только раздражение.
Ну и давайте уж будем откровенны, давая непрошенный совет, вы возвышаете себя над собеседником. Вот какой вы молодец, столько выходов и вариантов придумали, а он, недотёпа, только жалуется.
Впрочем, не все советчики занимаются самоутверждением. Некоторые раздают рекомендации на автопилоте, в результате профессиональной деформации. Как правило, грешат этим врачи, юристы, работники тех. поддержки да и вообще все те, к кому люди обращаются для решения своих проблем.
Обесценивание в помощь!
К сожалению, некоторые люди убеждены, что если рассказать человеку историю, в которой кому-то еще хуже, это поможет. "Вот тебя начальник отчитал, а Васю так вообще уволили! Вот тебя соседи шумные, а у Маши вообще своего жилья нет!" Всегда найдется тот, чьё горе гуще, вот только зачем его искать? Человек хотел поделиться переживаниями, а ему сообщают, что его переживая какая-то фигня, вон у других действительно серьезные проблемы. Обесценивание не помогает, оно лишь обескураживает и подрывает доверие.
Нездоровая конкуренция
Еще есть такие слушатели, кто любит конкурировать. Эти бравые ребята не преминут заявить: "А вот я бы сделал так! А вот я бы сказала бы то!" Зачем? Повыпендриваться и посамоутверждаться на фоне бедолаги, который по глупости решился излить им свои переживания. Как правило, такие слушатели не осознают, что поступают грубо и жестоко. А если и осознают, то их это мало заботит.
Не контакт
Бывает, человек просто не слушает, перебивает, пытается сменить тему. Если в данный вы не настроены на разговор по душам, скажите об этом прямо и честно. Не стоит пытаться слить разговор или насиловать себя и притворяться слушателем из вежливости. К себе и своим границам нужно относиться с не меньшим. Если человек вам дорог, предложите перенести разговор. Если нет - честно скажите, что не готовы вести с ним подобные беседы.
Итак
Развивая внимательность и чувствительность, можно научится различать, когда идет простая беседа, обмен мнениями, а когда у вашего собеседника эмоциональный порыв, потребность высказаться и быть выслушанным. Если вдруг вам резко захотелось дать совет, рекомендацию, высказать обратную связь, свой взгляд на ситуацию, но вы не уверены, что сейчас это уместно, просто спросите об этом собеседника.
Когда вам нужно выговориться, выбирайте собеседника аккуратно. Если же в вашем окружении нет подходящего человека, можно излить душу на бумагу или психотерапевту. А если такой человек у вас есть - это замечательно, цените его!
Спасибо, что дочитали! Отдельная благодарность за лайк и подписку на канал.
#психология #отношения #диалог #разговор по душам #откровенность #осознанность #саморазвитие #отношения между людьми #общение с людьми