393 подписчика

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ НА ДЕТЕЙ

Фото автора
Фото автора

В Конституции РФ (ст.38) закреплено, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В соответствии со ст.ст. 63,64, 80 СК РФ, к обязанностям родителей относятся:

- Обязанность воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

- Обязанность обеспечить получение детьми общего образования.

- Защищать права и обязанности детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

- Содержать своих несовершеннолетних детей.

Законодательство во всем мире строится на принципе неотвратимого наступления последствий за нарушение обязательств в виде определенного вида ответственности. И алиментные обязательства не являются исключением. Они относятся к родительской обязанности содержать своих несовершеннолетних детей. За невыполнение этой обязанности предусмотрена административная и уголовная ответственность.

фото автора
фото автора

Согласно ст. 5.35.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, виновный родитель может быть привлечен к административной ответственности в виде:

- обязательных работ на срок до 150 часов,

- административного ареста на срок от 10 до 15 суток,

- административного штрафа в размере 20 000 руб. – но только для лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Указанная норма введена Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождений от уголовной ответственности" и вступила в силу с 15 июля 2016 г. До этой даты административная ответственность за соответствующее деяние не была установлена. В то же время ст. 157 Уголовного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 г., предусматривала уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты по решени суда средств на содержание детей. С 15 июля 2016 г. установлена уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, т.е. лицом, подвергнутым административному наказани за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Т.о., основание уголовной ответственности теперь непосредственно связано с фактом применения к лицу административного наказания, которое является обязательным признаком состава преступления. При этом законодатель перенес акцент с факта уклонения от исполнения алиментных обязанностей на факт неуплаты алиментов без уважительных причин.

Как указано в Методических рекомендациях по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), утв. директором ФССП - главным судебным приставом РФ 25.05.2017., под уважительными причинами неуплаты алиментов следует понимать обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица:

  • в случае его болезни (ч. 2 ст. 114 СК РФ),
  • по вине других лиц, в частности в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм (п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"),
  • вследствие обстоятельств непреодолимой илы (чрезвычайные и непредотвратимые условия (ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Данный перечень не является исчерпывающим. Причины неуплаты алиментов должны устанавливаться в каждом конкретном случае отдельно.

Так, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей, утв. Президиумом ВС РФ 13.05.2015 г., в качестве примеров уважительности причин неуплаты алиментов называл прохождение срочной военной службы лицом, обязанным уплачивать алименты, нетрудоспособность плательщика алиментов.

Такие нововведения разрешили долго существовавшую в правоприменительной практике органов дознания ФССП и судебной практике проблему определения злостности в поведении должника. Признак "злостности" уклонения был вовсе исключен из УК РФ как излишне неопределенный.

Предусмотренное т. 5.35.1 КоАП РФ административное правонарушение является длящимся и будет считаться оконченным с момента его выявления (обнаружения) либо добровольного прекращения лицом действий по неуплате средств на содержание детей. Оно заключается в бездействии лица по уплате средств на содержание несовершеннолетних либо нетрудоспособных детей, длящееся в течение 2 или более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. При этом под административное правонарушение попадают следующие действия:

  • неуплата алиментов в полном объеме. Последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виновного лица к административной ответственности (например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2016 г. № 4а-1665/2016 по делу № 5-292/2016).
  • уплата алиментов не в полном объеме (частичной уплаты независимо от суммы). В настоящее время по данному вопросу отсутствует единая судебная практика и термин "неуплата" некоторыми судами понимается как полное отсутствие уплаты денежных средств. При этом в случае даже незначительных выплат, а также выплат, произведенных против воли лица (т.е. в ходе принудительного обращения взыскания на имущество должника), дело об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В данном случае суды отмечают, что добровольность или, напротив, принудительность уплаты алиментов не предусматривается конструкцией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в качестве одного из условий для квалификации деяния. Важен лишь сам факт неуплаты алиментов, т.е. непоступления средств взыскателю (например, постановление мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17.01.2017 г. по делу № 5-25/2017, постановление мирового судьи судебного участка № 32 Волгоградской области от 16.10.2016 г. по делу № 5-31-432/2016).
  • уплата алиментов с нарушением сроков. Алименты являются ежемесячными платежами, для которых ФЗ "Об исполнительном производстве" установлены следующие сроки уплаты: а) если должник не состоит в трудовых отношениях, он должен перечислять алименты до окончания текущего месяца (ст.ст. 15, 16); б) если должник состоит в трудовых отношениях, то в течение 3 дней со дня выдачи заработной платы перечисление средств осуществляет работодатель (ст. 98)

Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП (п.п. 1 и 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Но, учитывая, что исчисление срока неуплаты начинается со дня возбуждение исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могу знать, основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП. Перечень данных должностных лиц, предусмотрен в Приказе ФССП России от 22.11.2006 г. № 603 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание". При выявлении признаков состава административного правонарушения, должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении. На уровне структурных подразделений территориально органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, данные протоколы составлять имеют право:

  • начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России - старшие судебные приставы, их заместители;
  • судебные приставы-исполнители;
  • - судебные приставы по ОУПДС;
  • должностные лица территориального ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществляй предварительное расследование в форме дознания.

Протокол об административном правонарушении направляется с материалами дела в суд, который уже непосредственно решает вопрос о применении административного наказания. Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).

Как указано в Методических рекомендациях по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)", утв. ФССП России от 25.05.2017 г., предусмотренное ст. 157 УК РФ преступление как правило выражается в бездействии, поскольку виновный не выполняет возложенных на него обязанностей. Уклонение должника от отбытия назначенного судом административного наказания не влияет на квалификацию преступления. В то же время в отдельных случаях объективная сторона преступления может выражаться в совершении активных действий:

  • представление ложных сведений о месте своей работы, своих доходах, имущества;
  • частой смене места работы, места жительства;
  • внесение недостоверных сведений в анкетные данные и представлении недостоверных документов;
  • продаже либо переоформление имущества на третьих лиц;
  • сокрытии имущества, дохода (места работы) или его части, в том числе с целью избежать удержаний по исполнительному листу и др.

Также активные действия в целях неисполнения алиментных обязательств и уклонения от уголовной ответственности выражаются во внесении должником малозначительных выплат, не сопоставимых с размером, установленным решением суда или нотариально-удостоверенным соглашением, а также в дарении детям разовых подарков и единичной покупке вещей.

При рассмотрении вопросов наступления ответственности по ст. 157 УК РФ в ситуации частичного исполнения должником решения суда при внесении нерегулярных, незначительных платежей, несоразмерных с суммой образовавшейся задолженности и полученным доходом, следует руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 г. № 13-П, от 15.01.2002 г. № 1-П, от 14.07.2005 г. № 1-П, согласно выводам которых защита нарушенных прав не может быть признана действительной, если судебный акт или акт уполномоченного органа своевременно и в полном объеме не исполняется. Т.о., частичное исполнение решения суда не исключается преступности деяния.

Состав преступления является формальным - преступление считается оконченным с момента неуплаты алиментных платежей вне зависимости от наступления общественной опасных последствий. Преступления является длящимся - оно начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ и оканчивается в момент возбуждения уголовного дела. Преступление характеризуется виной в форме прямого умысла - лицо осознает, что после привлечения к административной отвественности не уплачивает без уважительных причин алименты и желает этого. Мотивы и цели не имеют значения для квалификации.

Выявление и расследование преступлений, предусмотренных ст. 157 УК РФ, прежде всего зависит от своевременных действий судебного пристава-исполнителя на стадии исполнительного производства и от организации взаимодействия должностных лиц ФССП, В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ, поводами для возбуждения уголовного дела являются:

  • заявление взыскателя (ст. 141 УПК РФ),
  • явка с повинной должника (ст. 142 УПК РФ),
  • рапорт судебного пристава-исполнителя об обнаружении признаков преступления, составленный в соответствии со ст. 143 УПК РФ,
  • сообщение о преступлении, распространенное в СМИ (ч. 2 ст. 144 УПК РФ),
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материло в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 4 ч. 1 ст. 140 УП РФ).

Можно ли привлечь к административной ответственности за неуплату задолженности по алиментам, образовавшейся в результате индексации периодических платежей?

ПРЕЦЕДЕНТ: Гражданка Колганова Юлия Геннадьевна в 2017 г. пыталась привлечь к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ своего бывшего супруга за неуплату задолженности по алиментам, образовавшейся в результате индексации периодических платежей.

Суть дела: В 2009 году было вынесено решение суда о взыскании алиментов с гражданина С.Г. Голикова в пользу заявительницы на содержание несовершеннолетней дочери в размере "20 МРОТ, т.е. 2 000 руб. ежемесячно, с последующей индексацией пропорционально увеличению установленного законом МРОТ". На основании соответствующего исполнительного листа судебным приставом- исполнителем в том же году было возбуждено исполнительное производство. В 2016 году им была произведена индексация алиментных платежей, и с учетом этого определена задолженность по уплате алиментов за прошедший период в размере 344 313 руб. Поскольку указанная сумма задолженности должником добровольно выплачена не была, заявительница пыталась привлечь бывшего супруга к административной ответственности.

Определением судебного пристава-исполнителя было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении отца несовершеннолетнего ребенка Ю.Г. Колгановой в связи с отсутствием события административного правонарушения. Вступившим в законную силу решением районного суда данное определение оставлено без изменения.

Мотивы суда: судом установлено, что должником в пользу Ю.Г. Колгановой производятся ежемесячные выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, а задолженность по алиментам определена постановлением судебного пристава-исполнителя в результате индексации периодических платежей. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии уплаты денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, и согласился с выводом должностного лица административного органа об отсутствии события административного правонарушения.

Разъяснения Конституционного суда

Гражданка Колганова Ю.Г. обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 5.35.1 КоАПП РФ. По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение позволяет правоприменителю отказывать в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении родителя, не уплачивающего в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства без уважительных причин задолженности по алиментам, образовавшейся в результате проведенной индексации периодических платежей. В связи с этим она просила признать данную норму не соответствующей статьям 2, 15 (часть 4), 17, 19, 38 (части 2 и 3), 45 и 46 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд рассмотрев жалобу зявительницы, принял решение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 24.04.2018 г. № 1076-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Колгановой Юлии Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав часть. 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», ст. 5.35.1 не предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за неуплату задолженности по алиментам, образовавшейся в результате индексации периодических платежей.

Судья Конституционного суда Г.А. Гаджиева составила свое особое мнение относительно принятого Констиуционным судом решения.

Основная мысль особого мнения: "Административная ответственность может наступать лишь при наличии всех элементов состава правонарушения, включая противоправность действий или бездействия (объективная сторона) и виновное поведение лица (субъективная сторона). В случае же, когда имеется неоконченное исполнительное производство по взысканию алиментов, однако судебный пристав-исполнитель не исполняет установленную законом и подзаконными актами обязанность по их периодической индексации (в целях эффективного исполнения судебного решения), а взыскатель не реализует свое право поставить вопрос о такой индексации в разумные сроки (в целях наиболее полного обеспечения интересов ребенка), состав правонарушения со стороны должника, видимо, не образуется. Иными словами, он добросовестно уплачивает основную, заранее определенную в судебном решении сумму, а для неуплаты ее производной в виде индексации имеются, по смыслу оспариваемой статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, "уважительные причины", либо же исключается вина плательщика в силу действий (бездействия) третьих лиц. Это вполне соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что участники исполнительских правоотношений вправе планировать свое поведение в отношении спорного имущества, "руководствуясь принципом солидаризма, т.е. действуя добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию" (Постановление от 10 марта 2016 года N 7-П).

Таким образом, полагаю, что при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении надлежало установить: может ли задолженность, образовавшаяся в результате индексации, с учетом ее размера, свидетельствовать именно о неуплате алиментов; была ли вызвана такая неуплата поведением должника или связана с длительным бездействием судебного пристава-исполнителя и взыскателя; не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату в конкретном периоде".