Царь-ракета Н-1: мечты о Марсе и крах Советской лунной программы

553 прочитали
В этой статье речь пойдет про апофеоз деятельности Сергея Павловича Королева и одновременно про крупнейший провал Советской космонавтики.

В этой статье речь пойдет про апофеоз деятельности Сергея Павловича Королева и одновременно про крупнейший провал Советской космонавтики. Началось все с утопических по современным меркам планам СССР по полету на Марс.

Постановление правительства СССР от 23 июня 1960г. Предусматривает «проведение в 1960-1962 гг. проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного космического корабля массой 60-80 т, мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, ЖРД на жидком водороде, ядерных и электрореактивных двигателей, высокоточных систем автономного и радиотехнического управления, систем космической радиосвязи и т.п.».

Такая задача была поставлена перед учеными еще даже до полета Гагарина, поэтому нам остается только удивляться бесконечной амбициозности советских людей. Из постановления можно понять, что речь идет о выводе на орбиту тяжелого межпланетного корабля (ТМК), который был нужен для полета к другим планетам, а приоритетной целью ставился Марс.

Начало разработки Н-1 для полетов к Марсу

макет ТМК-1
макет ТМК-1

За исполнение новой задачи взялось ОКБ-1 во главе с гениальным конструктором Королевым. К этому времени у него на эскизах уже была хорошая наработка ракеты, которая действительно сможет выводить на орбиту тяжелые аппараты (в том числе ТМК). Для проектных разработок выбрали вариант с грузоподъемностью 75 тонн на околоземную орбиту, а сама ракета была названа Н-1. Расчеты показали, что 75 тонн для сборки частей крупного корабля на орбите и полета к Марсу будет вполне достаточно. Также было учтено, что использование жидкого водорода на второй и третьей ступени Н-1 поможет увеличить массу полезной нагрузки до 100 тонн.

Система Н-1 + ТМК являлась апогеем всех планов Королева. По его планам, модель ТМК-1 должна была совершить орбитальный облет Марса с экипажем из двух космонавтов. Для запусков ТМК к Марсу как раз и создавалась Н-1. Но в итоге ракете пришлось «переформатироваться для полета на Луну. То есть изначально Н-1 создавали для совсем других целей, а конструкторы наспех переделывали сложнейшую систему для лунных миссий. Произошло это по простой, но важной для Советской власти причине: Америка заявила о планах покорения Луны. Для СССР это стало вызовом. Вызов, от которого нельзя отказаться…

Переоборудование Н-1 в лунную ракету

сразу две Н-1 на стартовом комплексе
сразу две Н-1 на стартовом комплексе

Вся Америка работала на свою лунную программу. Была создана единая космическая организация НАСА, а соперник Королева Вернер Фон Браун получил неограниченный бюджет для своей ракеты Saturn-5.

Тем временем у Королева начались проблемы.

Во-первых, с ним отказался сотрудничать конструктор двигателей Валентин Глушко. 2 великих пионера космонавтики не могли выбрать топливо для лунной ракеты. Если Глушко оперировал к токсичному, но более мощному гептилу, то Королев отказывался садить людей на такую «пороховую бочку». В итоге из-за личного конфликта на первую ступень Н-1 установили 30 маломощных и «сырых» двигателей.

Во-вторых, в целях экономии времени испытания отдельных блоков ракеты не проводились. Пока в Америке тестировали каждый двигатель и каждую ступень, в СССР ракету запускали без каких-либо проверок.

В-третьих, изначальных 75 тонн полезной нагрузки оказалось недостаточно для полета на Луну. В спешке грузоподъемность увеличивали до 90 тонн, при этом от использования жидкого водорода отказались из-за его дороговизны.

Сравнение двух лунных ракет: Н-1 и Saturn-5
Сравнение двух лунных ракет: Н-1 и Saturn-5

Помимо всего этого, в программе «Раскат» военные СССР рассматривали оснащение Н-1 семнадцатью ядерными боеголовками, которые будут способны сами наводиться на нужные цели. Возможно, если-бы Королев и другие ученые довели ракету до ума, то человечество сделало бы еще один шаг к превращению своей планеты в радиоактивный пепел.

И наконец, смерть Королева поставило разработку Н-1 в трудное положение. Советская космонавтика лишилась своего лидера и мечтателя. Если-бы на пост главного конструктора после Королева поставили Глушко, то он сразу бы свернул все разработки. И поэтому, чтобы не останавливать проект, в который было положено так много усилий, на пост главного конструктора поставили уже не такого амбициозного Василия Мишина. Под его руководством Н-1 продолжила свое существование.

Летные испытания Н-1

Фото аварии Н-1 при втором пуске. Проблема с двигателями на 23с полета разрушила не только ракету, но и весь стартовый стол.
Фото аварии Н-1 при втором пуске. Проблема с двигателями на 23с полета разрушила не только ракету, но и весь стартовый стол.

Летные испытания «Н-1» закончились, по сути, провалом. Все 4 пуска оказались аварийными из-за проблем с двигателями, а когда Америка и Вернер Фон Браун высадили человека на Луну, то политическая потребность в лунной ракете отпала.

После краха Н-1, Василия Мишина отправили в отставку, а его пост занял Валентин Глушко, который, как все и ожидали, назвал ракету Н-1 «кардинально устаревшей» и уничтожил все разработки. В дальнейшем Советскую космонавтику под руководством Глушко ожидала ракета «Энергия», но поражение в лунной гонке и вообще крах Н-1 нанес сильный удар по государству. Этот удар и приблизил развал СССР…

Если вам понравилась статья, то можете поставить лайк и подписаться на мой канал. Я первый раз пишу такую большую статью и надеюсь на ваш отклик. Пишите в комментариях реальную причину краха Н-1 - любая полемика приветствуется!