Что ж, продолжим в вами, уважаемые читатели, вспоминать фильмы, родившиеся в девяностых годах. Лихое время, странные, по большей части, картины, массовые поиски себя - страной, людьми, режиссёрами, актерами... Каждая новая тема на канале, каждый новый упомянутый фильм поднимают целый пласт воспоминаний. Так, последняя обсуждаемая картина, - "Ширли-Мырли" Владимира Меньшова, заставила вспомнить и "Особенности национальной охоты" Александра Рогожкина.
Честно говоря, я не очень люблю этот фильм, но почему бы не обсудить его, тем более, что поклонников у "Особенностей национальной охоты" предостаточно.
В 90-е годы создавалось весьма немалое количество фильмов, - режиссеры, освободившиеся от строгого всевидящего ока худсоветов и не связанные более требованиями цензуры, экспериментировали вовсю. Большая часть этих картин давно и прочно забыта (некоторые, как мне кажется, совершенно незаслуженно, но только некоторые!), но есть среди фильмов, созданных в те годы, и такие, которые помнят и любят по сей день. И самым, наверно, успешным проектом тех лет стал фильм "Особенности национальной охоты" Александра Рогожкина, поставленный режиссером в 1995 году. В отличие от подавляющего большинства "перестроечных" фильмов, это в высшей степени профессиональная работа. А еще - это действительно дорогой проект с массой красивейших локаций, технически сложными съёмками и массовыми историческими "костюмными" сценами.
Пересказывать сюжет не стану, тем более, что как такового сюжета у фильма практически нет. Это по сути коллекция "мужских анекдотов на тему охоты". И, как и положено для анекдотов, действующие лица здесь - не живые люди, а некие сборные типажи, так называемые "архетипы" - Генерал, Опер, Егерь, Иностранец, Студент...
Для съёмок в своей картине Александр Рогожкин пригласил актеров хоть и прекрасных, но не слишком известных массовому зрителю - Алексея Булдакова, Виктора Бычкова, Семёна Стругачёва, Сергея Куприянова, Сергея Русскина. Ну и невозможно, конечно, вспоминая этот фильм, не отметить первую роль в кино "самого русского финна" - Вилле Хаапасало. Роль мечтательного финского студента Райво прославила финского актера и в одночасье сделала его знаменитым. Кстати, в картине в одной из эпизодических ролей снялась и жена Вилле, финская актриса Саара Хедлунд.
Забавно, что персонажи картины, являясь не столько людьми, сколько героями анекдотов, легко меняют свои имена и род занятий (правда, не в одном фильме, а в его многочисленных продолжениях). Так, генерал, бывший в первом фильме то ли безымянным, то ли носившим собственную фамилию (когда машина подъезжает к воинской части, явственно слышно "Мы на охоту, к генералу Булдакову"), в продолжении картины становится Иволгиным (явственный отсыл к знаменитому генералу Лебедю).
Фильм имел фантастический успех - причем, что не так уж часто бывает, и у зрителей и у критиков. И, как водится, успех принялись развивать. Уже в следующем, 1996 году, Александр Рогожкин выпускает фильм "Операция "С Новым Годом!" - по сути, предысторию первого фильма. Этот, хоть и созданный явно наспех, фильм оказался неожиданно довольно успешным, хотя до популярности первого ему было очень далеко. Чуть позже, в 1998 году, снимаются "Особенности национальной рыбалки" - практически с тем же основным актерским составом и с той же съёмочной группой. Это снова скрепленный на живую нитку сборник "мужских" анекдотов. Но на сей раз запас действительно живых и оригинальных историй у сценаристов явно подиссяк, фильм получился куда более искусственным и куда менее смешным. Затем вышли "Особенности национальной охоты в зимний период" - и на этой ноте Рогожкин завязал с темой "национальных особенностей", передав эстафетную палочку режиссёру Дмитрию Месхиеву. Однако поток продолжений вовсе не прекратился. Один за другим выходят "Особенности национальной политики", "Особенности русской бани", "Особенности национальной подлёдной ловли"... Честно говоря - на любителя. И любителей оказалось не очень много, большой популярности у этих картин не было, хоть там и мелькали знакомые лица.
Повторюсь, поклонников у картины великое множество. А я вот не очень ее люблю, хоть и отмечаю и высокий профессиональный уровень съемочной группы, и отличных актеров, и великолепную операторскую работу и массу действительно очень смешных моментов. Но мне не по душе основной посыл картины, утверждающий, что основная движущая сила в России - это водка. Право слово, это не так. Совсем не так.
Надеюсь, вам понравился материал. Напомню, что по существующей на Дзене традиции поблагодарить автора можно (а некоторые считают, что даже нужно!) лайком. Заглядывайте, читайте.