Найти тему
22K подписчиков

Эмпатия и другие soft skills: зачем это айтишникам

182 прочитали

Межличностное общение, эмпатия, эмоциональный интеллект – все это называют soft skills. Нужны ли они айтишникам, что особенно важно для корпоративной карьеры, через какие принципы нельзя переступать. Об этом рассказал студентам на летней школе ВТБ и ВШЭ по бизнес-информатике «Финтех. Взгляд в будущее» глава департамента технологического развития розничного бизнеса, вице-президент банка ВТБ Алексей Фетисов.

Межличностное общение, эмпатия, эмоциональный интеллект – все это называют soft skills. Нужны ли они айтишникам, что особенно важно для корпоративной карьеры, через какие принципы нельзя переступать.

– Вы прошли по корпоративной лестнице путь от стажера-программиста до вице-президента. Что же такое soft skills – если коротко и ясно?

– Если кратко – это умение эффективно общаться, доносить свою позицию, быть участником коллектива. Все это позволяет находить решение задач, с которыми нельзя справиться только с помощью hard skills – профессиональных навыков.

Сила в мягкости

– Почему soft skills так важны в повседневной деятельности? Вы могли бы сформулировать, какие из них – база для успешной карьеры?

– Первое – умение слышать. Иногда я выступаю модератором на переговорах и вижу, как один человек выступает, а второй ждет момента, чтобы найти основание для обиды, «точит топор». Это очень грустно, потому что умение слышать и понимать оппонента, коллегу – очень важная штука. Этот навык особенно важно прокачивать молодым специалистам. У нас сейчас культура «позднего твиттера»: многие люди читают или слушают, чтобы на что-то обидеться и перестать воспринимать то, что им пытаются донести. Так что умение слышать собеседника – это skill номер один в списке.

Второй (и еще более важный!) – умение понимать. Многие любят говорить, но мало кто умеет говорить понятно. Иногда человек, объясняя что-то, на самом деле подразумевает совсем другое. Умение понять, чего хочет твой собеседник, тоже надо прокачивать. Важно обращать внимание на невербальные коммуникации, ведь с помощью мимики и жестов люди доносят огромную часть информации. Два базовых soft skills – слышать и понимать – точно никогда не будут лишними.

Выступление главы департамента технологического развития розничного бизнеса, вице-президента банка ВТБ Алексея Фетисова на летней школе ВТБ и ВШЭ по бизнес-информатике «Финтех. Взгляд в будущее»
Выступление главы департамента технологического развития розничного бизнеса, вице-президента банка ВТБ Алексея Фетисова на летней школе ВТБ и ВШЭ по бизнес-информатике «Финтех. Взгляд в будущее»

– Мир корпораций многие называют жестоким и рассудочным, здесь доминируют логика и расчет. Есть ли в бизнесе место для человеческих чувств, насколько они уместны?

– В нашем корпоративном мире умение сочувствовать и сопереживать – очень важная вещь. Мало просто понять, чего хочет собеседник на переговорах, важно понять, что он чувствует в этот момент. Это называют эмпатией и эмоциональным интеллектом, а по сути это умение понять ощущения другого человека. Эта штука полезна всегда на всех этапах карьеры, во всех рабочих ситуациях.

Один + один = команда

– Значит, и бизнесу ничто человеческое не чуждо, поскольку все строится на человеческих ресурсах…

– Я очень не люблю слово «ресурсы». Какие ресурсы? Люди. Работа в команде, работа с людьми – важнейший навык, и это не столкновение эго. Это когда один плюс один – выше, чем два. Когда люди коллективом могут сделать гораздо больше, чем если бы они действовали по отдельности. Синергия действительно работает. При этом каждому, особенно руководителю, нужно отвечать за слова и дела. Это то, что создает доверие в команде. Если ты что-то обещал, нужно это сделать. Если ты что-то сделал, нужно нести за это ответственность.

– Современная культура соцсетей декларирует такие принципы, как общий результат – по сути то, что когда-то называлось «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». Как вы к этому относитесь применительно к бизнесу?

– Это не очень честно, все люди разные, и в корпоративном мире, да и в жизни, как правило, кто лучше и эффективнее работает, у того и результат лучше. Здесь, помимо hard компетенций, на мой взгляд, очень важно главное качество профессионала – делать свое дело хорошо всегда, невзирая на дождь, плохое настроение или проигрыш любимой команды. Держать свои эмоции под контролем и фокусироваться на задаче – крайне важно для успеха. Эта компетенция – краеугольный камень карьеры.

Дзен для лидера

– Для руководителя спокойствие в любой ситуации – это, наверное, один из ключевых навыков. Какими еще качествами должен обладать лидер?

– Первая штука – быть, а не казаться, это чисто лидерский скилл. Харизма, личный бренд – назовите как угодно. Как в мультике «Кунг-фу Панда»: у тебя должен быть внутренний покой. Если его получилось взрастить внутри себя и если это состояние удается транслировать во вне, то это первое качество, которое выделяет лидера. С этим же связана способность вести за собой, заряжать других. Тут важно самому искренне верить в то, что ты делаешь, верить в общую победу.

Обычно всегда можно найти какой-то компромисс, создать ситуацию, которая всех устраивает и позволяет работать дальше. И все это за счет тех soft skills, которые я описал выше. Это и командные скиллы, и компромисс, позволяющий найти конструкцию, которая работает, а не просто разойтись на второй раунд переговоров. Искать компромисс – это талант, искусство менеджера.

– Как быть, если на вопрос о том, кем ты хочешь стать, нет внятного ответа?

– Это нормально. Карьера у каждого своя. Но нужно стремиться к тому, чтобы были и тактика, и стратегия. Как писал Сунь Цзы, стратегия без тактики – это медленный путь к победе, а тактика без стратегии – это суета перед поражением. Удача с неба падает крайне редко, большинству из нас достигать успеха приходится самостоятельно. Другой вопрос, что для человека карьера? Способ себя реализовать, что-то интересное сделать, получить удовольствие от работы? Или способ заработать денег и не потерять здоровье, чтобы заниматься тем, что реально интересно: путешествия, спорт и так далее. В этом нужно определиться. Карьера нелинейна, поэтому не надо бояться экспериментировать. Самое главное на этом пути – относиться к себе честно.

– Даже успешный сотрудник может в какой-то момент «выгореть». Есть ли какой-то лайфхак, чтобы этого не произошло?

– На каждом этапе карьеры нужно внутренне к себе присматриваться. Вы же сами выгораете, никто не поджаривает на сковородке. Если происходит то, что вас не устраивает, то надо подумать, что не нравится и как с этим работать. Если раздражает окружение, люди, компания, куда я хожу, значит, надо что-то менять. Жизнь одна, и проживать ее подгорая – как-то странно.

– Как понять, где заканчиваются soft skills и начинается податливость? Как не перейти грань между гибкостью и бесхребетностью?

– Есть такая штука – принципы. В процессе профессиональной деятельности человек всегда стоит перед выбором. На какой компромисс со своей совестью пойти, промолчать при виде несправедливости или сказать о ней. Есть набор базовых принципов, которым я следую всегда, потому что быть, а не казаться невозможно, если нет принципов. Человек не может быть личностью, если нет базы внутренних ориентиров, которые эту личность создают. Поэтому дам совет: нужно подумать, что важно для вас, от чего вы не готовы отказаться. Постарайтесь это сохранить и пронести через весь длительный карьерный путь.

Справка:

С 21 по 23 июля в Москве прошла летняя школа банка ВТБ и Высшей школы экономики по бизнес-информатике «Финтех. Взгляд в будущее». Ежегодные школы – это образовательные форумы, на которые приглашают участников олимпиады «Я – профессионал», успешно прошедших дополнительный конкурс. В этом году участниками летней школы стали 100 студентов из 22 регионов и 40 вузов. «Я – профессионал» – один из флагманских проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». С 21 по 23 июля эксперты банка ВТБ и НИУ ВШЭ рассказывали об инновациях в сфере ИТ и глобальных трендах, определяющих развитие бизнеса в 2021–2023 годах.

Текст: Наталья Ремешевская