Сеть Wi-Fi есть практически в каждой квартире. Это не удивительно, так как покрытие сотовых операторов оставляет желать лучшего даже в крупных городах. С другой сигнал даже домашняя сеть Wi-Fi не всегда гарантирует высокие скорости и бесперебойную работу.
Причём на плохую работу Wi-Fi часто жалуются при идеальной работе провайдера домашнего интернета и единственном пользователе на точке доступа. Чем это может быть вызвано?
Причины плохой работы Wi-Fi
Как правило, причина кроется в высокой нагрузке на частоты, в которых работают беспроводные точки доступа. Большинство Wi-Fi роутеров используют диапазон 2,4 ГГц. И это относится не только конкретно к Вашему роутеру, но и роутерам из соседних квартир со всех сторон. К этому же могут добавиться уличные точки доступа, например в кафе, отелях, бизнес-центрах и т.п.
Каждый из роутеров задействует от 20 до 40 МГц из стандартной полосы 80 МГц, доступной в 2,4 ГГц диапазоне. Когда роутеров не много они могут работать по соседству друг с другом без взаимных помех. Но когда Wi-Fi роутеры появились почти в каждой квартире ситуация выглядит следующим образом:
Каждый цветной многоугольник показывает работу одного роутера. И, как вы видите, эти фигуры пересекаются. То есть фактически происходит наложение сигналов. Если бы пересечений было немного и уровень сигнала вашего роутера был бы сильно выше других, то проблем бы не возникало. Так было лет 10 назад.
Но как видно из этой картинки, в центре спектра работают сразу 5 роутеров. И чем сильнее будет пересекаться сигнал от Вашего роутера с соседскими - тем сильнее будут помехи в Вашей домашней сети Wi-Fi. Даже при относительно высоком сигнале в непосредственной близости от роутера могут наблюдаться перебои в работе Wi-Fi, интернет соединение обрываться, а видео картинка зависать.
Простое решение
Какие же решения можно предложить в этой ситуации? Самый быстрый и дешёвый - поменять номер работающего канала в роутере. В диапазоне 2,4 ГГц всего 13 таких каналов. По идее, роутер меняет канал сам - в зависимости от наличия помех. Но иногда механизм смены канала сбоит и все соседские роутеры работают в одной части спектра, мешая друг другу.
Проверить занятость спектра и найти более чистый участок спектра можно с помощью программы вроде Acrylic Wi-Fi Home или любой другой похожей бесплатной программы для смартфона или компьютера. В колонке "Chan" как раз и показан номер работающего канала. Для своей сети я выбрал самый верхний канал - 13
Надёжное решение
Но может оказаться так, что чистого участка спектра уже не осталось. Либо Вы не можете поменять номер канала в настройках. Тогда нужно менять роутер на новую модель с поддержкой 5ГГц. Это новый диапазон для Wi-Fi сетей, который более чем в 2 раза шире 2,4 ГГц.
Кроме того, этот диапазон сейчас очень мало используется и даже после роста нагрузки с годами проблем с высокой утилизацией спектра там будет куда меньше благодаря новым технологиям таким как beamforming и MIMO. К тому же радиус действия Wi-Fi в 5 ГГц меньше, чем в 2,4 ГГц что сведёт к минимуму помехи из соседних квартир или домов.