Пришло время позанудствовать, но без этого вы не узнаете, что такое рисующий свет, как его ставить и как светить.
А для тех, кто не хочет погружаться в статью — мы сделали понятные карточки для быстрого чтения.
В классической трехточечной системе освещения рисующий свет — это основной источник. Он освещает объект съёмки.
В это время второй и менее яркий источник света — заполняющий свет, заполняет тени и пустоты.
Контровой — подчёркивает контур и создаёт контраст, отделяет фигуру от фона.
С рисующего света начинают ставить всю световую схему. От того, как ты поставишь основной свет — будет меняться вес и глубина снимаемого объекта. И конечно, изменится его значение в сцене.
В учебниках по постановке света — рисующий свет обычно определяется как «основной свет, который используется для освещения отдельных людей или групп».
Но на деле это довольно однобокий взгляд, ведь рисующим свет может быть и в предметной, и в архитектурной, и в пейзажной съёмке.
Рисующий свет — это база, поэтому с большим вниманием отнесись к его расположению на съёмке.
Первый совет по размещению рисующего света:
Определись, что именно ты снимаешь?
- Рекламный ролик, ситком или романтическую историю?
- Или ты пытаешься снять суровый драматический образ с множеством нуарских теней?
Высокий ключ
Освещение в высоком ключе (High Key Lighting) — это техника освещения, которая берет свое начало в освещении театральных сцен и много использовалась в классическом кино.
Здесь преобладают белые тона с ярким светом и по минимуму черных и средних тонов.
Схема высокого ключа убирает контраст и создаёт бестеневой рисунок.
- Освещение в высоком ключе ассоциируется с ситкомами, рекламой, клипами в стиле поп-музыки и комедиями. Больше света сглаживает недостатки и поэтому подходит более светлым и оптимистичным тонам.
- Освещение в высоком ключе не распространено в драмах и триллерах, но им манипулируют для работы в сложных световых ситуациях. Одним из таких примеров — освещение Ханса Ланду в «Бесславных ублюдках».
Низкий ключ
Освещение в низком ключе сводит к минимуму белые и средние тона для более драматического эффекта.
Ты, вероятно, не увидишь эту технику освещения в рекламе, если только это не сделано намеренно для комедийного эффекта.
- Низкий ключ определил жанр — нуар с его глубокими тенями и темным ярким контрастом. Эта техника освещения применяется и сегодня для аналогичных целей, создавая зловещую атмосферу с потерей видимости.
Но не стоит думать, что низкий ключ используется только в игровом кино. Режиссеры-документалисты могут использовать приглушенный свет при освещении драматических интервью и развлечений.
Например, таким светом активно пользуется Эррол Моррис в «Тонкой синей линии» — документальном фильме о человеке, приговорённого к пожизненному заключению за убийство, которого он не совершал.
Что нужно учитывать?
Самое важное при постановке рисующего света — понять как он добавляет контраст и объемность актерам и самой сцене.
Кинопроизводство — это двухмерное ремесло, но в него можно добавить третье измерение и к этому необходимо стремиться.
Неважно, есть ли у тебя физические препятствия в сцене, мешающие освещению с определенной стороны, или рабочая сторона актёра слева, а не справа, — это всего лишь несколько факторов, которые нужно принять во внимание, но не орудовать ими.
Рисующий свет — это основа источников освещения. Высокий и низкий ключ создают совершенно разные настроения.
Например, освещение в высоком ключе идеально подходит для рекламы и комедий, тогда как освещение в низком ключе лучше подходит для драм и триллеров.
Решая, где разместить рисующий свет, необходимо принять во внимание окружающую среду, время суток и доступные источники освещения.
- Допустим, ты освещаешь ночную сцену в интерьере драмы. Для низкого ключа можно закрыть шторами окна и использовать одну настольную лампу, которая мягко осветит профиль актера, оставляя остальную часть комнаты погруженной в тени.
- С другой стороны, если ты снимаешь комедию и хочешь высокий ключ, возможно стоит притащить несколько больших осветителей, чтобы уравнять солнечный свет из окна.
В этом случае мы поднимаем источники освещения и наклоняем их вниз, чтобы залить ваш снимок светом и удалить нежелательный контраст и тени.
Спасибо, что читаешь нас, кинодел. Если статья оказалась полезной ставь лайк или пиши фидбек.