8 ½ (знаковое для кинематографа число) лет назад я опубликовал на Хабре концепцию модернизации кинопроката с учётом обозначившихся к тому моменту направлений технологического прогресса. Резонанс, как не странно, оказался хлипким. На паре-тройке встреч, которые последовали за публикацией, я не нашел ни единомышленников, ни инвесторов, ни работодателей. На меня смотрели как на какого-то, в лучшем случае, футуролога. Ну и ладно, подумал я и занялся другими проектами. Но прошло несколько лет, и после очередного проекта я понял, что, пожалуй, хочу отдохнуть от своей журналистско-издательской деятельности. На кругосветное путешествие, равно как и на более или менее продолжительный период безбедной жизни, я к тому времени, увы, не скопил, поэтому решил подыскать не слишком пыльную работу, которая позволит просто жить, дожидаясь пока появятся силы и желание на что-то другое. С учётом интереса к кино вообще и кинопрокату в частности, я решил пойти работать в кинотеатр.
Теория
Чтобы ввести в курс дела, своими словами перескажу опубликованную в январе 2013 года концепцию «Системы малого кинопроката Медиа-кафе». За что я, собственно, ратовал. Во-первых, я предлагал пересмотреть само понимание кинотеатра. Ничего не имея против больших, многозальных кинотеатров в торговых центрах, я, тем не менее, предлагал куда более перспективным форматом считать маленькие, однозальные кинотеатры. По большому счету, кинотеатром я предлагал считать любое заведение, в котором один из залов отведен под видеопроекцию. Оптимальное количество мест для зрителей в таком зале, как мне представлялось, не должно быть больше двадцати. Это могли быть как привычные кресла, так и всевозможные пуфы, диваны, или аскетичные лавки. В качестве источника изображения мог использоваться как проектор, так и телевизор. Причем, проектор, совсем не обязательно профессиональный, - качественную картинку с приличной диагональю и разрешением Full HD уже на тот момент вполне в состоянии были выдавать и бытовые проекторы, стоившие в десятки раз дешевле профессиональных.
Уже тогда ничего революционного в подобном взгляде на формат кинотеатра не было. Еще с конца «нулевых», по крайней мере в Москве, существовало несколько подобных площадок. Но существовали они сами по себе, я же предлагал оформить этот формат во франчайзинговую бизнес-модель. При этом, проект не предполагал линейных инвестиций, - когда есть сторона-инвестор, которая финансирует проект, а потом сидит и ждет у моря погоды. В предложенной бизнес-модели участники вкладывались в проект, в основном, своими профильными активами. В результате, все должны были остаться только в выигрыше, получив новый сегмент деятельности и направление для развития.
Кинотеатральные сети, имея опыт по организации кинопоказа и управлению кинотеатрами, вкладывались в проект своими навыками и кадрами. Компании-производители оборудования (как для кинопоказа, так и для общепитовой составляющей или систем видео-наблюдения и безопасности) получали новый целевой канал сбыта (возможно, по лизинговой схеме) своей продукции. Банк-партнер проекта получал целевую программу кредитования малого бизнеса, а страховая компания — новый, опять-таки целевой сегмент объектов страхования. И так далее. Вплоть до того, что брендинг подобных малых кинотеатров предлагалось привязать к какому-нибудь бренду или суббренду производителя оборудования, заинтересованного в долгосрочной рекламе. Именно поэтому в публикации на Хабре фигурирует суббренд Nokia PureView, представлявший на тот момент самую передовую технологию в области мобильной фотографии и видеосъемки.
По-настоящему революционным (ну или инновационным, как тогда было принято говорить) в концепции было предложение по созданию видеохостинга для открытой дистрибуции кино-видеоконтента, который со временем позволил бы устранить и пресловутое «пиратство», предоставив пользователю более удобную и легальную модель потребления. Осознавая, что наступают времена, о которых веком ранее мечтал Дзига Вертов, и в ближайшей перспективе производство фильма технически будет доступно буквально каждому обладателю смартфона и ноутбука, я предлагал создать ресурс, куда каждый правообладатель, - будь то киностудия, или инициативная группа молодых кино-энтузиастов, - сможет загрузить свой фильм с правом коммерческой публичной демонстрации в кинотеатрах сети малого проката, которую, собственно, и призван будет обслуживать этот ресурс. Впрочем, и большим, многозальным кинотеатрам доступ к этому ресурсу, естественно, будет открыт. На усмотрение правообладателя, фильм может быть доступен на ресурсе как для просмотра на индивидуальном мобильном устройства (в разрешении 360р), так и для скачивания (вплоть до DSP). Цену на однократную коммерческую публичную демонстрацию назначает сам правообладатель. Предполагалось, что одновременно со скачиванием генерируется уникальный ключ, без которого демонстрация технически невозможна. Просмотр с разрешением 360р для индивидуального просмотра на мобильном устройстве я предлагал и вовсе сделать бесплатным (с возможностью выплаты роялти автору от размещения рекламы, например), впрочем, правообладатель и здесь имел бы выбор и мог бы назначить цену за однократный просмотр на смартфоне или ноутбуке.
Ключевой фигурой малого кинотеатра сети «Медиа-кафе» должен был стать так называемый VJ-резидент, или программный директор. Многозальные кинотеатры в торговых центрах безличностны: комнаты с экранами для просмотра поставляемых мейджорами премьерных фильмов и буфет с поп-корном и напитками. Фильм выходит в прокат и одновременно появляется в сотнях кинотеатров, - так устроен кинопрокат. Это вполне адекватная модель в ситуации, когда в неделю в прокат выходит 3-5 фильмов. Но когда в твоем распоряжении одновременно тысячи фильмов всех времен и народов, а премьерные среди них лишь капля в море, - нужна совсем другая модель. В предложенной модели именно VJ-резидент, исходя из позиционирования своей площадки, формирует репертуар. Подобная модель давно опробована в музыкальных клубах. Я лишь позаимствовал ее для кинотеатров, предположив, что также как в мире музыкальных площадок есть залы для разных жанров, ориентирующиеся на разные целевые аудитории, также и в кинопрокате со временем появится множество кинозалов, в каждом из которых программный директор репертуаром будет формировать стиль заведения и его целевую аудиторию.
Были и еще кое-какие нюансы в той концепции, но не буду сейчас подробно останавливаться на них. Скажу лишь, что, чувствуя скованность в формате презентации, я снабдил концепцию своеобразным приложением: «мнением сторон», в котором предполагалось, что сеть малого кинопроката «Медиа-кафе» уже существует год-другой, и вот, все вовлеченные стороны рассказывают о своем опыте и отношении к проекту. По-моему, занимательно и познавательно получилось, так что за прочими нюансами опубликованной 8 ½ лет назад концепции предлагаю обратиться к оригиналу.
Практика
Как я уже писал, опубликовав концепцию Медиа-кафе, но не найдя путей к ее реализации, я занялся другими проектами. А жизнь, меж тем, шла своим чередом. В 2014 году появился интернет-ресурс Ридеро, предлагающий авторам издавать книги и распространять их как в онлайн, так и в офлайн магазинах. Если с книгами так можно, то, по идее и с фильмами имеет право на жизнь? - подумал я и решил подождать-посмотреть, что получится у этого Ридеро. Забегая вперед, скажу, что ресурс успешно развивается. Позже, идя как-то по Рочдельской улице, я обнаружил заведение, которое называлось «Медиа-кафе». Правда, зайдя, я не обнаружил внутри ничего, что хоть как-то соотносилось бы с тем, что я вкладывал в это название. Тем не менее, улыбку у меня это вызвало. Разобравшись, я выяснил, что кафе это, по-видимому, получило такое название банально из-за соседства с офисом «Газпром Медиа». Потом началась волна появления новых онлайн-кинотеатров, которая продолжается и по сей день. Эти онлайн-кинотеатры, конечно, не предлагают функционал с возможностью размещения и последующей продажи для публичной коммерческой демонстрации фильмов пользователей. Есть только один ресурс, который, правда, с трудом можно назвать онлайн-кинотеатром, - это платформа «Пилигрим», на которой пользователям как раз и предоставляется возможность выкладывать свой контент. Зрители же могут поблагодарить автора, перечислив ему некоторую сумму. Это еще совсем не то, о чем я мечтал в своей концепции, но, что называется, направление верное.
Одним словом, все эти элементы реальности, намекавшие на то, что пазл еще может сложиться, сподвигли меня пойти работать именно в кинотеатр. Сначала я думал было устроиться киномехаником. Нашел объявление, позвонил, говорю: так и так, хочу работать у вас киномехаником. Мне: а документ у вас есть? Оказалось, что для того, чтобы работать киномехаником, нужен диплом. Киномехаников у нас выпускает всего два учебных заведения. Ни в одно из них я так и не дозвонился, но решил все-таки съездить в кинотеатр, где требовался киномеханик, и попытаться на месте убедить, что никакого специального образования в ситуации цифрового кинопроката киномеханику не нужно. С техникой я на ты, с проекторами дело имел, а всему остальному обучусь на практике. Убедить не получилось (отдел кадров, говорят, не пропустит), зато мне предложили работу билетера. А почему нет? - подумал я и согласился. Впрочем, киномехаником мне, отчасти, всё-таки удалось поработать, потому что оборудование часто ломалось, то заслонка в проекторе не открылась, то сервер подписал, а дежурного киномеханика не было и приходилось бежать в аппаратную, исправлять поломку.
Приступив к работе билетером, я сразу почувствовал себя призывником, новобранцем, или кем-то в этом роде. В телефон смотреть нельзя (даже когда гостей нет), общаться с гостями нужно строго одобренными центральным офисом фразами и не дай бог сказать «Здравствуйте» вместо «Добро пожаловать». Одним словом, по стилю обслуживания фастфуд по продаже попкорна, ну и билетов на киносеансы в придачу. О располагающей, клубной атмосфере, которая, на мой взгляд, куда больше соответствует кинопоказу, приходилось только мечтать. Мне все это не понравилось, но я смирился. Куда сложнее было смириться с тем, что в фойе работал тир, из которого по тысячу раз на дню доносились тупые зазывалки, в ответ которым хотелось крикнуть: «Кинотеатр — это не разновидность цирка!» По-видимому, этот мой мысленный крик был услышан и через пару-тройку месяцев тир закрылся.
Признаться, я предполагал, что проработаю не больше тех же пары-тройки месяцев, но пусть и маленькая, зато стабильная зарплата, возможность смотреть кино, приятный коллектив и крайне неприятный медийный дискурс, удерживавший меня от «возвращения» в журналистику, сделали свое дело, и я втянулся. Работа сменами по 12 часов по графику 2 через 2, конечно, утомляла, но с другой стороны, не надо было ничего писать, можно было вообще отключиться от медийной повестки, а в свободное время почитать какую-нибудь книжку, например. Через все те же 2-3 месяца билетеров и барменов слили в одно подразделение линейного персонала. Так я научился работать на кассе, готовить попкорн, маркировать продукцию бара, проводить инвентаризацию и пр. Вообще, о жизни кинотеатра изнутри можно много чего рассказать, - и хорошего, и не очень, и смешного, и грустного. Но все это не предмет данного текста.
Естественно, работая, я не скрывал своим чаяния по модернизации кинопроката. Предлагал как-то разнообразить репертуар, сделать залы тематическими, к ожидаемой премьере локально (в отдельно взятом кинотеатре, а не во всей сети) устраивать ретроспективу других фильмов режиссера, малым тиражом (1000 экз) выпускать (опять-таки локально) еженедельный журнал, в котором рассказывалось бы о фильмах репертуара конкретного кинотеатра на предстоящей неделе, ту же информацию размещать в соцсетях, в фойе кинотеатра организовать коворкинг-зону и пр. Одним словом, предложения мои были бы кстати для маленького киноклуба, заинтересованного в привлечении целевой аудитории и не являющегося пассивным звеном цепи вертикального, сетевого кинопроката. В некоторый момент мне даже дали было добро на то, чтобы попробовать организовать киноклуб, но когда выяснилось, что показывать я предлагаю фильмы с платформы «Пилигрим» все как-то само собой заглохло. Да и я, честно говоря, остыл, решив, что пытаться при «Макдональдсе» открыть ресторан авторской кухни, - глупая затея.
Кинопрокат, тем временем, не стоял на месте. Синхронно моим предложениям оживился формат повторного проката. В Москве открывались новые площадки, как в рамках городских кинотеатральных сетей, так и при культурно-развлекательных комплексах. В Перми появился проект «Социальный кинозал», - но, поскольку инициатива чиновничья, все получилось официально и неповоротливо; одно название чего стоит. Тем временем, Сбер купил онлайн-кинотеатр Окко, и я подумал, а чем Сбер не тот Банк-партнер из моей концепции, а онлайн-кинотеатр Окко — не основа для развития дистрибуторской онлай-платформы, о которой я мечтал?
Пандемия внесла свои коррективы, - заполняемость залов перед и после локдауна варьировалась от 50 до 75 процентов. Не сказать, что это как-то принципиально влияло на посещаемость. 50% заполнение зала, даже не самого большого — и без пандемийных ограничений было редкостью. Как правило, за единичными исключениями, на сеанс приходило от 3 до 15 зрителей, а часто бывало и так, что зрителей вообще не было. Все это в очередной раз убедило меня в том, что залы должны быть совсем маленькими, человек на 20, не более. Что, конечно, не исключает наличие и больших залов (особенно IMAX) для премьерных показов блокбастеров. Но блокбастеры, способные собрать на сеанс несколько сотен зрителей, можно по пальцам одной руки пересчитать, так что как-то непрактично ориентировать кинозалы на них.
После локдауна, когда все мейджоры перенесли запланированные на осень 2020 года премьеры, дефицит фильмов был настолько велик, что смотреть было буквально нечего. В этот момент я подумал о том, что, вот, будь у каждого кинотеатра возможность самостоятельно формировать репертуар из содержимого открытой дистрибуторской онлайн-платформы, такого дефицита фильмов не возникло бы. Да, на подмогу пришли фильмы повторного проката, но с учетом того, что этот повторный прокат классических фильмов проводился опять-таки централизованно, а не локально, заглушка с точки зрения сборов оказалась дряблой.
Для выхода из вызванного пандемией кризиса, правительство выделило изрядную сумму на поддержание кинопроката. Вот бы эти деньги направить на создание открытой дистрибуторской онлайн-платформы, - подумал я. Но для реализации этой идеи нужно было не только финансирование онлайн-платформы, работы контент-менеджеров, которые занялись бы ее наполнением и тд. Главное, - нужно было пересмотреть концепцию прокатного удостоверения, которое выдается всем выходящим в прокат фильмам, и без него никак нельзя. Собственно, что такое прокатное удостоверение? В основном это способ цензурирования кинопроката, ну и пять копеек в копилку государства тоже капает. Так ведь можно пересмотреть концепцию прокатного удостоверения так, чтобы фильмы, оказывающиеся в дистрибуторской онлайн-платформе, с точки зрения цензуры получали бы его навсегда (ну или на какой-то определенный продолжительный срок: год, 3 года и пр.), а с точки зрения финансов, государству шли бы отчисления с каждой покупки фильма для публичной коммерческой демонстрации. Так все могли оказаться только в выигрыше.
Последней каплей, подтолкнувшей меня к написанию этого текста, стал крайне занимательный факт. Всем известно, что в сети Вконтакте пользователями размещен формально пиратский контент. По большому счету, низкий поклон тем, кто это придумал и сделал, потому что именно ВК и торрентам мы должны быть благодарны нашим образованием в области кино. Но! Тут перед фильмами ВК начал размещать рекламу. Одно дело, когда пользователи формально незаконно размещают контент, а другое, когда соцсеть централизовано монетизирует подобное незаконное размещение. То есть о пиратстве речь уже как бы и не идет? Да и сайт странной организации РАПО на момент написания данного текста оказался недоступен. Хотя в кинотеатрах вроде как по-прежнему гоняются за пиратами. Вообще, пресловутое пиратство — это отдельная тема, по поводу которой у меня есть пара-тройка очень показательных историй, но не буду здесь на них отвлекаться.
Стратегия
Как для развития футбола нужны не только стадионы, но и футбольные секции, также и для развития кино, - нужны сотни и тысячи небольших киноклубов, в которых легально можно будет показывать самое разное кино, в то числе и снятое любителями-энтузиастами. Фестивали никак не компенсируют эту потребность. Они дополняют ее, но компенсировать не могут никак.
Вертикально, централизованно открытие такого количества кинозалов займет уйму времени, а с точки зрения финансов выгодно разве что бюджетным дровосекам. Поэтому, как один из вариантов стратегии, можно использовать уже имеющийся ресурс. Во многих ресторанах, барах и кафе установлены проекторы, и время от времени (раз в неделю, например) там показывают кино. Да, выделенные под просмотр залы есть далеко не везде, но и необходимости в них пока нет. А появится необходимость, владельцы заведений сообразно своим интересам на местах и разберутся. Все это я вот к чему: Ассоциация владельцев кинотеатров недавно начала сертификацию кинотеатров. Если бы у любого заведения была возможность подать заявку на сертификацию и в результате оказаться причисленным к той или иной категории кинотеатров (в зависимости от имеющегося оборудования, зрительных мест и наличия или отсутствия все того же отдельного зала для показа), то количество кинотеатров в короткий срок увеличилось бы в разы. При наличии открытой дистрибуторской онлайн-платформы, эти заведения могли бы внести свои три копейки в сборы как премьерных фильмов или классики кино, так и современного российского (да и не только) любительского видео-контента.
Предвижу, что кинотеатральные сети не захотят отдавать лакомый кусок мелкому бизнесу. На самом деле — зря, потому что у больших кинотеатров есть и будет технологическое преимущество перед небольшими кафе с бытовыми проекторами и, таким образом, эти последние будут только стимулировать зрителя к походу в большой кинотеатр. Мало того, думаю, что открытие по франчайзинговой модели небольших, локальных (шаговой доступности) кафе с проекционным залом станет основным направлением роста и увеличения прибыли для самих кинотеатральных сетей. Например, у конгломерата Сбер-Окко все карты на руках, да и административного ресурса предостаточно для того, чтобы убедить государственные инстанции, если не в необходимости, то, по крайней мере, в целесообразности подобного развития как кинопроката, так и городской инфраструктуры.
Одним словом, подытоживая, хочу сказать, что, во-первых, нужно пересмотреть концепцию современного кинотеатра и понять, что кинотеатры могут и должны быть разных категорий и чем больше их будет, тем лучше и для кино, и для городской инфраструктуры, и для кинопроката. Мнение, что чем больше будет кинотеатров, тем меньше будет прибыль каждого отдельно взятого кинотеатра, - ошибочно. На самом деле рынок устроен ровно наоборот. Чем больше предложение, тем выше спрос, - и никак не наоборот. Хотя, конечно, определенные пертурбации при увеличении количества разнообразных кинотеатров, рынок кинопоказа, конечно, испытает, но он их в любом случае испытывает и будет испытывать в обозримом будущем под влиянием технологического прогресса. Это как ребенок, который в все равно повзрослеет, а вот будет ли он заниматься ненавистной ему алгеброй, или любимой литературой, - это уже зависит от нашего к нему чуткого отношения.
Во-вторых, необходимо создать открытую систему дистрибуции фильмов для публичной коммерческой демонстрации, создать именно как модель. Глобальные мейджоры поначалу не пойдут в нее, но оно нам особо и не надо. Быть может, кстати, это получится не один глобальный ресурс, как я пророчил в своей концепции, может, каждый из тех онлайн-кинотеатров, что наплодились за последние годы, будет опционально предлагать фильмы и для публичной коммерческой демонстрации, то есть для кинопроката как в больших многозальных кинотеатрах при торговых центрах, так и для маленьких киноклубов. А может наши основные кинотеатральные сети создадут свои картотеки, на которые, при желании, смогут подписываться небольшие локальные Медиа-кафе.
В идеале деятельность кинотеатральных сетей сегодня и завтра должна состоять не столько в открытии новых многозальных кинотеатров, сколько в формировании предложения по открытию модульных кинотеатров на франчайзинговой основе, то есть, по сути, - к созданию целевой программы для развития малого бизнеса. Репертуар, оборудование для кинопоказа и ассортимент бара сможет выбирать сам малый предприниматель, исходя из своих запросов и интересов. Кинотеатральные сети же должны предлагать варианты. Хочешь показывать хоррор и боевики и кормить поп-корном, - пожалуйста, хочешь артхаус и видео-арт с латте и пирожными - есть и такой вариант. Получится этакая игра: собери и открой кинотеатр в своем районе. И эта игра, на мой взгляд, - и есть основная статья доходов кинотеатральных сетей на ближайшее десятилетие.
Если в 2013 году кинопрокатная инфраструктура не была готова, не имела слагаемых для подобной модернизации, то теперь, в 2021 году она не только готова, но и, в результате пост-пандемийных ограничений, буквально нуждается в подобных переменах. И, конечно, центральной фигурой каждого кинотеатра должен стать программный директор, человек, который будет формировать репертуар и целевую аудиторию заведения. В недавно открывшемся после реконструкции кинотеатре «Художественный», такая единица, кстати сказать, предусмотрена. Во многих других культурно-образовательных точках также есть некоторый худрук. Так что, ничего революционного и в этом предложении нет. У кинотеатра, будь то большого или маленького, особенно в наш период повсеместного масочного режима, должно быть свое лицо!
Вместо постскриптума:
Конечно, тема развития кинопроката не исчерпывается обозначенными в данной статье направлениями. Нужна открытая, конструктивная дискуссия, участники которой будут руководствоваться идеей создания не корпоративной, а живой, открытой, интерактивной, использующей низовую инициативу, модели кинопроката. Ну и, конечно, нужна воля к модернизации кинопроката сообразно современным технологиям и моделям потребления. Свои посильные соображения, основанные на многолетнем наблюдении за развитием этого сектора и трехлетнем опыте работы в нем, - я и попытался изложить в данной статье. Ниже прилагаю ссылки на некоторые из упомянутых в тексте ресурсов и публикаций.
Медиа-кафе (PureView-cafe) как модель малого кинопроката:
https://habr.com/ru/post/165829/
Ресурс slideshare.net, судя по всему, работает на территории РФ не совсем корректно (по крайней мере размещенная на нем презентация концепции не отображается в теле публикации на Хабре), поэтому привожу отдельно ссылку на презентацию:
https://www.slideshare.net/revazrezo/ss-15992380
Онлайн-платформа «Пилигрим»:
https://piligrim.fund/
Ассоциация владельцев кинотеатров:
https://cinemaowner.ru/