Боец 158 стрелкой дивизии Михаил Иванович Колесников рассказывал, что в свою первую атаку в феврале 1942г. московские ополченцы шли не пригибаясь под пулями. Кланяться пулям солдаты считали ниже достоинства бойцов красной армии. В память о наших старших товарищах я воссоздал картину этого боя у д. Сазоново на основе краткой истории 158 дивизии, наградных представлений бойцов и др.документов.
20 февраля 1942г. во второй половине дня подразделения 875 сп под командой майора Ивана Васильевича Лебединского (1901-23.03.1942) стали выдвигаться из районов расположения для перехода в наступление на опорные пункты противника. В 16.00 из Загвоздья в сторону опорного пункта Сазоново на заснеженные просторы вышел второй батальон 875 сп под командой капитана Акима Михайловича Комиссарова (1903 г.р.). В 6 роте 2 сб вместе со своим отделением шел его командир - мой старший товарищ , младший сержант Михаил Иванович Колесников (1921-24.06.2021).
о первом бое 879 сп 20.02.1942 смотрите очерк Дивизия в атаку
По левую сторону от движения основных сил полка находился населенный пункт Безобразово. Сюда был послан взвод (по другому источнику 2 взвода) с целью разведки сил противника. Если силы врага окажутся небольшими, разведчики должны были занять деревню. Но на подступах к Безобразову взвод (ы) подвергся сплошному обстрелу из пулеметов и минометов. Командир взвода был тяжело ранен, бойцы бросились бежать назад. В этот момент сюда подоспели военком 875 сп Анатолий Петрович Мостовой (1905-23.03.1942) и, видимо, мл.политрук Зиновий Михайлович Генкин (1916 г.р.), ответственный секретарь бюро ВЛКСМ 875 сп. Генкин открыл огонь из пулемета бывшего при разведчиках. А Мостовой скомандовал: "Вперед". Стремительным натиском взвод с комиссаром во главе ворвался в Безобразово, захватил 2 миномета и пулемет. Так следует из наградных представлений на Мостового и Генкина.
Тем временем второй батальон, а следом первый батальон двигались в сторону Сазоново к реке Молодой Туд. Как были взяты деревни Дворяниново и Пласкуши на этом пути, остается за кадром.
Приказом по полку от 19 февраля боевые порядки определялись так.
"Первый эшелон - 2-ой сб (стрелковый батальон), 2-ая мин(ометная) рота,2-ой взвод (или 2 взвода?) автоматчиков, взвод ПТР, сап.(аперный) взвод, 3-ий дивизион 43 ап (43 пушечный полк придан из 22 армии). Пу(тевой) лист - сосредоточение (в) Бакланово. Задача - овладеть Сазоново, в дальнейшем наступать (на) ЮВ (на) окраину Холмец.
Второй эшелон - 1ый сб, 1ая минрота, взвод автоматчиков, взвод ИП(Т)Д (истребительно-противотанковый дивизион). Пункт сосредоточения Свисталево. Ближайшая задача - наступать за первым эшелоном, овладеть (после Сазоново) Быстрилево (ближняя деревня - юго-западнее Сазоново)
Третий эшелон - (за) 1,2-(ыми батальонами) и - 3 (сб) - резерв ком.(андира) дивизии. Ближайшая задача овладеть Льнян.Заводом (левее Сазоново), в дальнейшем Корзаново. На правом фланге наступает 879 сп.... На левом фланге за 1 эшелоном наступает 296 отд. пульбат, который обеспечивает (наш) левый фланг на (д.) Пробойка. Артподготовка 1 час. Начало (общего движения) на 13.00 (20.02)"
С исполнением приказа по времени 20 февраля пошло запоздание. Может быть, вовремя не успел подойти к 875 сп приданный 22 армией артдивизион 43 ап? Штабарм 22 сообщает, что дивизия перешла в наступление (пришла в движение) в 14.30 20.02.1942.
Выход из нейтральной полосы
С наступлением сумерек (20.02) комбат Комиссаров (2 сб) выслал вперёд разведку во главе с политруком 5-ой роты Алексеем Федоровичем Юткиным (1906 г.р.). Разведка вышла на деревню Красное-Высокое на левом берегу Молодой Туд. Фашисты обнаружили движение и открыли огонь. Не дожидаясь основных сил, боевое охранение решило выбить немцев из деревни. Оно заняло окраину, а затем пошло дальше, забрасывая гранатами пулеметные точки. Принятый перед боем в партию боец 5 роты Иван Григорьевич Заверняев (1904 г.р.) забрался в тыл к противнику и своим огнём поднял панику среди фашистов. Лично тов.Юткин подавил связками гранат два ручных пулемета и заколол штыком 3 немецких солдата. Отмечается, что в числе первых храбрецов в деревне Высокое был комвзвода, лейтенант Иосиф Петрович Коробецкий (1915-14.09.1943). C Юткиным были также мл.командиры Кузьмин, Суворов, Панфилов Иван Михайлович (1913-10.08.1942).
Пятая рота под командой сержанта госбезопасности Сергея Алексеевича Козлова (1915-21.02.1942) с ходу перебралась через реку Молодой Туд и закрепилась на высоком правом берегу. Подразделения полка овладели к 2 часам ночи 21 февраля и д.Льняной завод на правобережье. 5 роту поддержали 4 рота и часть 6 роты 2 сб. Немцы из Сазоново ежеминутно бросали осветительные ракеты, строчили из пулеметов и бросали мины. Однако густой стелющийся туман в долине реки Молодой Туд с вечера 20 февраля мешал прицельному огню. Видимо, по Сазоново стала бить издалека наша артиллерия, приданная от 22 армии и ведшая огонь в ночь с 20 на 21 февраля. Ею был подавлен огонь немецкой минометной батареи, но неясно где - в Васильках или Сазоново.
Среди награжденных за штурм Сазоново я не обнаружил полковых минометчиков и артиллеристов, однако много отличившихся пулеметчиков 1 и особенно 2 пулеметных рот 875 сп, которые активно поддерживали наступление 1 и 2 стрелковых батальонов.
Командир 2 пульроты, лейтенант Анатолий Григорьевич Зубанов (1905 г.р.) умело организовал работу пулеметов своей роты, чем обеспечил продвижение стрелковых рот, занявших в итоге Сазоново.
Атака деревни началась на рассвете. Перед боем политруки провели собрания по подразделениям.
Во время штурма командир 2-ого батальона капитан Аким Комиссаров поднялся во весь рост и с криком За Родину! За Сталина! бросился вперёд. Бойцы смело шли за комбатом. Как вспоминал Михаил Колесников, необстрелянные солдаты, недавние ополченцы не пригибались в первом бою под пулями, считали ниже своего достоинства скрываться от врага. Как командир отделения, он не мог не следить за своими бойцами. Колесников: "Шли в атаку фронтом метров 200-300. Некоторые бойцы шли во весь рост на немцев, не пригибаясь, демонстрируя свою храбрость, ленились падать в снег. Хотели побыстрей побить немцев. Погибали много, особенно в первом бою. Я то обученный, шел в атаку короткими перебежками." Сам Михаил Иванович проходит военную подготовку уже с конца августа 1941, окончил в январе 1942г. сержантские курсы, в атаке он вел себя более осмотрительно.
В 15 метрах от дзота Комиссаров взял у одного бойца две гранаты и кинул в огневую точку. Ворвавшись в дзот, капитан разрядил во врага свой автомат. Выбежал наружу и в этот момент был ранен. Видимо, фашисты оставались еще в дзоте, поскольку Комиссаров взял ещё 2 гранаты и бросил в тот же дзот. Комбат опять получил ранение. Аким опустился на колени, истекая кровью, продолжая отдавать команды. Лишь на третьем ранении он согласился отправиться в тыл. (В наградном свидетельстве, однако, сказано - ушел после второго ранения в тыл). Санитарка Мария Трофимовна Грачева (1921 г.р.), сама раненая, оказала помощь Комиссарову. Она только успела сделать перевязку майору Лыкову, как услышала возглас "Капитан Комиссаров ранен!" Маруся разыскала капитана, подползла, взяла за плечи и потащила по глубокому снегу в укрытие - вытащила его с поля боя. Командование батальоном принял на себя командир пульроты Анатолий Зубанов.
Если на штурм села пошли сразу 2 батальона, то не менее 1000 человек должно было броситься вперёд, все подразделения были полного состава. Скорее всего, командир и комиссар 2-ого батальона поднимали в атаку разные роты. В описанной выше атаке на Сазоново был пулей раздроблен локтевой сустав правой руки комиссара 2 батальона, будущего майора госбезопасности Махова Сергея Николаевича (1905 г.р.), увлекающего вперёд бойцов 4 роты. Махова сменил парторг 4 роты, красноармеец Фомичев Григорий Иванович (1912 г.р.), поскольку политрук 4 роты Михаил Аронович Лайхтман (1911-21.02.1942) был убит в той же атаке. Пал смертью храбрых и политрук 6 роты Даниил Прохорович Карпеченко (1911-21.02.1942). Его сменил красноармеец 6 роты Тараканов Василий Андреевич (1911 г.р.). На одном из участков храбро вел бойцов вперед политгрупповод Бараненков Владимир Анисимович (1923-25.02.1942). Вместе с бойцами 2 батальона шел ответственный секретарь партбюро 875 сп, ст.политрук Семен Тихонович Бежанов ?-23.03.1942. Еще на подступах к Сазоново был тяжело ранен замкомполка майор Кирилл Ефимович Лыков (1899 г.р.). Похоже, Лыков командовал 1 сб, , его сменил ст.адьютант батальона Николай Тимофеевич Прохоров (1892 г.р.)
Первый стрелковый батальон атаковал Сазоново, должно быть, с другой стороны. Командир взвода 1 пульроты младший лейтенант Василий Яковлевич Рябов (1898-21.02.1942, Сокольнический РВК) обеспечивал продвижение вперёд подразделений. Рябов был пулеметчиком ещё в гражданскую войну. Будучи тяжело раненым, продолжал огонь из пулемета, пока билось его сердце. Он выполнил клятву, которую дал, придя в ополчение с 17 летним сыном, - защищать Родину, пока бьётся сердце. Рябов Дмитрий Васильевич (1924 г.р.) был ранен. Отец, по словам Дмитрия, находился правее него. С криком "Отомщу за своего отца", который умирал на его глазах, продолжал вести огонь до конца боя. Уже в нашем веке Дмитрий Васильевич на краткой видеозаписи говорил, что немцы в том бою контратаковали.
Старшина 1 роты 1сб Леонид Ефимович Рабинович (1904-21.02.1942) принял на себя командование ротой, когда комроты (возможно, мл.лейт. Первышков Михаил Степанович 1916-21.02.1942) выбыл из строя. С группой бойцов он уничтожил гранатами расчет дзота, пав смертью героя. Командир отделения 2 роты 1 сб коммунист Николай Михайлович Чёрный (1895 г.р.) заменил командира взвода. Огнём пулемета он подавил огневую точку, обеспечив продвижение вперёд.
Небольшая группа бойцов и командиров (3 роты 1сб ) в числе первых ворвались в дер.Сазоново, штыками и гранатами стали истреблять немецких оккупантов. Политрук 3-ей роты тов. Ихтейман (Иосиф Моисеевич, 1899-23.02.1942) лично сам заколол штыком 4 немецких захватчиков.
Однако вернемся к 2 батальону. Честь первого бойца, ворвавщегося в Сазоново, наградные представления отдают мл.сержанту Кузьмину Алексею Сидоровичу (1904 г.р.), командиру отделения 5 роты. Согласно представлению, в ночь на 20-21 февраля он далеко выдвинулся вперёд от своей роты и первым в полку ворвался в деревню, оказавшись один против 20 фашистов. Когда кончились патроны, он бросил в фашистов 2 гранаты и перешел в штыковую атаку, заколов 3 немцев. Будучи ранен, оставался на поле боя до подхода наших подразделений.
Книга "Краткая история боев 158 стрелковой дивизии" описывает эту ситуацию иначе. "Принятые перед боем в партию боец (Иван) Заверняев и командир отделения (старшина Николай Семенович) Суворов (1897-21.02.1942), а также мл.командир Кузьмин подкрались к крайнему дому и увидели 15 немцев. Заметив советских бойцов, фашисты растеряно заметались и стали кричать: "Рус, не наступай! Голову положишь." В ответ на эти слова в самую гущу врага полетели одна за другой 2 гранаты. Их метнул командир отделения товарищ Кузьмин. Отважные герои перебили многих находившихся в доме немцев. " Известно также, что старшина Суворов 21 февраля погибнет в Сазоново, заколов штыком 3 фашистов.
Интерпретация этого рассказа может быть разная. Этот заход к крайнему дому мог случиться и при внезапном входе нашего боевого охранения 875 сп в д.Высокое (см.выше) или даже в д.Льняной завод и далее на Подсосенники, и при разведке - перед атакой д.Сазоново, и во время самой этой атаки. По логике в штыковую атаку Кузьмин переходит всё-таки не в одиночку, а втроем с Заверняевым (бывшим ранее в боевом охранении 2 сб) и Суворовым и не потому, что кончились все патроны для пятизарядной винтовки Мосина, а из-за неизбежно рукопашной схватки с врагом, когда передергивать затвор некогда.
Если Кузьмину, одному или с товарищами, действительно в сумерках удалось выдвинуться вперед роты в Сазоново (а не в Высоком) - в тыл к немцам, то логично спросить, почему отстала остальная рота в этой ситуации? Предположим, что вся 5 рота в это время сдерживалась огнем немецких пулеметов.
Мы видели (св.выше), что комбат Комиссаров закидывает гранатами какой-то немецкий дзот. В пылу боя все возможно. Но в наградных свидетельствах честь уничтожения ключевой огневой точки отдается Константину Петровичу Семёнову (1907 г.р.), пулемётчику 2 пулеметной роты. Цитирую. - Семенов "в ночь с 20 на 21 февраля ползком пробрался к ДЗОТУ противника, мешавшему продвижению наших подразделений, забросал гранатами и уничтожил ДЗОТ. Своим подвигом он обеспечил продвижение наших частей вперёд и захват дер.Сазоновки."
"Краткая история боев 158 стрелковой дивизии" описывает этот эпизод иначе. "Исключительный героизм проявили командир отделения К.Н.Семёнов и пулеметчица (2 пульроты) Валентина (Андреевна) Манушкина (1913-20.03.1942). Жертвуя своей жизнью, тов.Семёнов пробрался к дому с засевшими там автоматчиками и взорвал его несколькими гранатами. Продвижение Семёнова поддерживала пулемётчица. Она вела огонь до тех пор, пока не была выполнена боевая задача. Героизм тт Семёнова и Манушкиной обеспечил успешное продвижение вперёд всего стрелкового подразделения."
Упоминание о взорванном доме Семеновым косвенно свидетельствует о том, что ДЗОТом в Сазоново зачастую считают укрепленный дом или сарай. Выходит, что наше подразделение уже проскочило поле, миновало линию траншей, если таковые у немцев были, и вышло на окраину села, где залегло под огнем. Иначе почему 2 пулеметчика берутся выполнять задачу уничтожения огневой точки гранатами, которая лежит вообще-то на стрелках? Однако согласимся с тем, что прикрывать товарища огнем из пулемета эффективней, чем стрельбой из винтовок. В любом случае видим, что пулеметчики 2-ой пульроты уже успели выдвинуться в стрелковые цепи.
Описание подвига в Книге "Дважды Краснознаменная" (1977г.) раскрывает детали.
"Здесь гитлеровцы оказали особенно сильное сопротивление. Бугор, на котором стояла деревня, её дома огрызались многочисленными дзотами (т.е. дома были превращены в "дзоты"). Атаковавший Сазоново батальон попал в трудное положение. Плотным пулеметным и автоматным огнем прижали стрелков к земле. Особенно сильно мешали пулеметы, бившие из подвала и с чердака крайнего дома. По этим огневым точкам вели огонь пулеметчики отделений Каламина (Алексей Иванович, 1901 г.р.), Семёнова и Манушкиной. Но занятая ими позиция посреди чистого поля была невыгодной, пулемет Валентины Манушкиной разбило миной. Ни командира пулеметной роты Зубанова, которому накануне было приказано заменить комбата (раненого), ни взвода поблизости не оказалось, и командование пулеметчиками взял на себя старший по возрасту командир отделения А.Каламин (впервые призван в армию ещё в 1920г.). Посоветовавшись с товарищами, он распорядился, чтобы Манушкина легла за пулемет Семенова и обстреливала подвал дома, а сам сосредоточил огонь на второй точке (чердак). Тем временем Семенов по лощине подобрался к дому и бросил в подвал гранаты. Самая огневая точка замолкла, стрелковое отделение "зацепилось" за дом и весь батальон поднялся в атаку."
Каламина скоро ранит, он отправится в госпиталь. Орден Славы 3 степени он получит в 1944г. В списке приказа 1 Прибалтийского фронта указано только "бывший командир отделения пулеметной роты 2 батальона 875 сп. 158 сд " без росписи боевого отличия.
В наградном представлении на Манушкину сказано: "20 февраля в бою за дер.Сазоновка Манушкина, находясь под ураганным огнем противника, отлично стреляла по фашистам. Огнем своего пулемета она обеспечила подавление одной огневой точки противника."
Валя-пулеметчица пришла в Тимирязевский истребительный батальон 12 июля 1941г. "Здесь она в совершенстве овладела пулеметом. Когда отчисляли женщин-краcноармейцев из истребительных батальонов, ей было предложено либо уйти из батальона, либо перейти в санчасть. Однако она изъявила желание работать пулемётчицей." Её ранит 7 марта 1942г., Валентина умрет 18 марта в эвакогоспитале №1430 в Кувшиново.
Пулеметчики в этом бою играют исключительно героическую роль. Снова цитирую наградное представление. Младший лейтенант, комвзвода 2 пульроты Николай Павлович Сорокин (1903 г.р.) в бою за деревню Сазоново 20 февраля хорошо организовал бесперебойную работу пулеметов: он обеспечил подавление 2 огневых точек противника, тем самым способствовал быстрому продвижению стрелковой роты, занявшей населенный пункт.
В пулеметном взводе 4 пулемета. Кто был во взводе Сорокина? Помимо Семёнова, Каламина, Манушкиной известно еще о 5-6 отважных расчетах - а) командире 2 ого отделения 2 пульроты Сипцове Иване Андреевиче (1910 г.р. -1942), который, согласно наградному представлению, подавил 2 огневых точки противника; б) пулеметчике 1 или 2 пульроты Степане Тихоновиче Шегурове (1914 г.р.) также подавившим 2 огневых точки; в) командире пулеметного отделения Александр Яковлевич Лагода (1911-05.06.1942), который также подавил 2 пульрасчета и убил из винтовки одного солдата; г) расчете Ивана Михайловича Полуночева (1907 г.р.) , который, укрываясь за щитом пулемета, перебил 2 фашистских расчета. д) расчёте Курисева Николая Сергеевича (1915-03.01.1943 ), который первым ворвался в Сазоново и своим огнем уничтожил огневую точку с 6 фашистами.
Увы, остался без награды первый номер Виктор Романович Любаров (1912-21.02.1942), который, будучи дважды раненым, не бросил пулемета, а полз вперёд, строча из пулемета.
Всего 2-ая пульрота Зубанова (3 взвода -12 пулеметов по штату) уничтожила 9 вражеских пулеметных точек. В критический момент боя Зубанов сам лег к пулемету для отражения контратаки противника.
"Краткая история боев 158 стрелковой дивизии" дает представление, как развивался бой уже в самой деревне. "Красноармеец Печенов c группой бойцов выбивал немцев из одной избы. 10 фашистов, выкуренные взрывами гранат из блиндажей(?), бросились врассыпную, прячась за домами. Товарищ Печенов вскинул винтовку и пристрелил одного фашиста. Затем он погнался за другим, подбежал к нему и хотел ударить прикладом. Командир роты крикнул: "Не убивай! Над взять "языка". Боец Печенов схватил насмерть перепуганного немца, взял его в плен.
Красноармеец Понасенков во время атаки подбежал к дому, в котором находилось 6-7 немцев. Размахнувшись, он бросил туда одну за другой две гранаты. Засевшие в доме немцы, в свою очередь, бросили гранату в отважного бойца. Товарищ Понасенков на лету поймал гранату и возвратил её немцам. Раздался взрыв. Все находившиеся в доме фашисты были уничтожены."
Мл.командир Петраков (Владимир Иванович? 1922-30.07.1942 ) застрелил немецкого офицера. Зам.секретаря комсомольского бюро полка Петр (Григорьевич) Савельев (1918-21.02.1942 ) истребил 10 (?!) фашистов.
Вражеский автоматчик ранил в ногу отважного политрука 5 роты Алексея Юткина на улицах Сазоново, но тот продолжил борьбу, только после второго тяжелого ранения его вынесли с поля боя.
При взятии с. Сазоново отмечено уничтожение 7 вражеских дзотов. На сайте Память Народа по спискам я нашел 163 имен военнослужащих 875 сп, погибших (129 чел.) или безвозвратно (34 чел.) пропавших без вести 21.02.1942. Из них 15 командиров и политруков, начиная с комвзвода. Сколько погибло непосредственно при штурме Сазоново неизвестно, день 21 февраля только начинался, бой продолжается.
Из немецкой сводки: "В 7 часов 30 минут (21.02) утерян контроль над Сазоново. Здесь гарнизон опорного пункта понёс особенно большие потери, остаткам гарнизона удалось пробиться Холмец под прикрытием всё ещё господствующего тумана."
знамя 875 стрелкового полка
Материал включен в специальную подборку Ржевская битва (здесь). Подборку по теме Великая Отечественная война см. здесь. Смотрите уникальные материалы в блоге Друг Истории
Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал анализа и Истории. Признателен за поддержку
Душин Олег, Друг Истории, анонсы публикаций можно видеть на Tелеграмм канале Друг Истории.