Найти тему

ХРАНИТЕЛИ ИСТОРИИ: Музей деревянного зодчества

Мы любим и ценим наш родной город. Прекрасные изумруды томских крыш, дома с глазами – окнами в кружевах деревянных ресниц….
Наш древний, наш самый лучший город с замечательной историей и богатством традиций…
Мы чтим наши традиции, сохраняем великолепие города и пишем свою новую историю…
Но кто же хранит историю, кто является хранителем времени? Что такое хранитель музея? Какой это человек? 
Они знают о музейном экспонате все или почти все: кому он раньше принадлежал, как попал в коллекцию и при каких температуре и влажности должен содержаться. Их рабочие дни проходят в тишине фондов, где они порой совершают важные открытия.
Нам захотелось познакомить Вас с их самыми загадочными сотрудниками. В проекте ТИЦ «ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ» хранители фондов томских музеев делятся мыслями о своей работе и ее особенностях. А мы представляем вашему вниманию рассказы людей, отвечающих за главные сокровища томских музеев.
Мы любим и ценим наш родной город. Прекрасные изумруды томских крыш, дома с глазами – окнами в кружевах деревянных ресниц…. Наш древний, наш самый лучший город с замечательной историей и богатством традиций… Мы чтим наши традиции, сохраняем великолепие города и пишем свою новую историю… Но кто же хранит историю, кто является хранителем времени? Что такое хранитель музея? Какой это человек? Они знают о музейном экспонате все или почти все: кому он раньше принадлежал, как попал в коллекцию и при каких температуре и влажности должен содержаться. Их рабочие дни проходят в тишине фондов, где они порой совершают важные открытия. Нам захотелось познакомить Вас с их самыми загадочными сотрудниками. В проекте ТИЦ «ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ» хранители фондов томских музеев делятся мыслями о своей работе и ее особенностях. А мы представляем вашему вниманию рассказы людей, отвечающих за главные сокровища томских музеев.
МЫ В ГОСТЯХ У БОРОВИНСКИХ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ – ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ МУЗЕЯ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.  Надежда Петровна – образец искреннего служения делу своей жизни, человек с неисчерпаемой созидающей энергией!  
- Надежда Петровна, что вас привело в музей? Как вы стали хранителем музея?
- Я начинала свою работу в краеведческом музее заведующей библиотекой, потому что по своей основной специальности я библиотекарь, закончила Ленинградский Государственный Институт культуры им. Крупской (тогда был). Время моей работы совпало со временем организации художественного музея. И его директор Халида Толгановна Бабенко меня заметила и пригласила на должность главного хранителя Томского областного художественного музея. Работала довольно долгий период.  И время это мы занимались переездом на новое место, распаковкой и размещением предметов хранения. Здание было неподготовленное: его освободил в связи с переездом Обком партии. А мы были неопытные, осваивали все работы с нуля практически, нарабатывая навыки, профессионализм. Тогда только мы начинали вести документацию. Сейчас я сама нахожу в ней массу ошибок, но это было тогда, и мы работали как умели, но старались.  

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хранитель? Ведь хранитель - это голубая кровь музея, эталон высокой образованности и культуры. Какой он - хранитель музея?
- Главная линия одна: отдел хранения -  это самый главный отдел музея, его ядро, а его сотрудники – это самые профессиональные, самые знающие и самые ответственные сотрудники из всего коллектива музея. Другие сотрудники тоже не менее высокие профессионалы, но сюда подбираются люди, которые беззаветно преданы музею. Музей для них это все.

- В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Как не потерять интерес, не выгореть? Какой вы для себя нашли рецепт?
Вы знаете, выгореть просто невозможно, если ты идешь по своему пути. Тогда для тебя всегда открываются новые горизонты и возможности…
Когда-то давным - давно, будучи хранителем Художественного музея, где-то в 1995-96 году, мы с моей подругой, дочкой нашей сотрудницы Розалии Васильевны Пантелеевой, Ириной, архитектором, стояли на остановке трамвая по пр. Кирова и рассуждали о том, что сносится великое множество деревянных домов, никто не собирает эти фрагменты, ничего не остается, не музеефицируется. И мы решили: «Давай-ка мы создадим вот-такой музейчик!» Мы случайным образом стояли около прекрасного здания на проспекте Кирова, 7, и она сказала: «А давайте тут и займемся!»
И мы занялись!  Хотя здание на тот момент было занято великим множеством мелких абсолютно чуждых организаций. И, тем не менее, мы взобрались на мансарду 4 этажа и заняли там одну малюсенькую комнату, согласовали с владельцами, что будем там работать. Через некоторое время мы освободили весь этаж. Потом мы много лет вели окопную войну, а между тем собирали фрагменты деревянной архитектуры, свозили их в здание и занимали этаж за этажом. И там, в этом здании на пр. Кирова, 7, арендовали помещения также и криминальные структуры - и я боялась домой ходить, вдруг сейчас где-нибудь из-за угла…в темном переулке меня встретит кто-нибудь. И, тем не менее, мы продолжали свое дело.  Я так думаю, что здесь волшебное слово МУЗЕЙ помогало нам, потому что для людей - это общезначимое понятие, и имидж музея настолько положительный, что воевать с нами эти самые структуры просто не могли. Мы заняли все здание, сделали в нем ремонт и открыли свою первую постоянную экспозицию. Она была крохотная.
МЫ В ГОСТЯХ У БОРОВИНСКИХ НАДЕЖДЫ ПЕТРОВНЫ – ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ МУЗЕЯ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА. Надежда Петровна – образец искреннего служения делу своей жизни, человек с неисчерпаемой созидающей энергией! - Надежда Петровна, что вас привело в музей? Как вы стали хранителем музея? - Я начинала свою работу в краеведческом музее заведующей библиотекой, потому что по своей основной специальности я библиотекарь, закончила Ленинградский Государственный Институт культуры им. Крупской (тогда был). Время моей работы совпало со временем организации художественного музея. И его директор Халида Толгановна Бабенко меня заметила и пригласила на должность главного хранителя Томского областного художественного музея. Работала довольно долгий период. И время это мы занимались переездом на новое место, распаковкой и размещением предметов хранения. Здание было неподготовленное: его освободил в связи с переездом Обком партии. А мы были неопытные, осваивали все работы с нуля практически, нарабатывая навыки, профессионализм. Тогда только мы начинали вести документацию. Сейчас я сама нахожу в ней массу ошибок, но это было тогда, и мы работали как умели, но старались. - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хранитель? Ведь хранитель - это голубая кровь музея, эталон высокой образованности и культуры. Какой он - хранитель музея? - Главная линия одна: отдел хранения - это самый главный отдел музея, его ядро, а его сотрудники – это самые профессиональные, самые знающие и самые ответственные сотрудники из всего коллектива музея. Другие сотрудники тоже не менее высокие профессионалы, но сюда подбираются люди, которые беззаветно преданы музею. Музей для них это все. - В работе хранителя очень много монотонной, однообразной деятельности. Как не потерять интерес, не выгореть? Какой вы для себя нашли рецепт? Вы знаете, выгореть просто невозможно, если ты идешь по своему пути. Тогда для тебя всегда открываются новые горизонты и возможности… Когда-то давным - давно, будучи хранителем Художественного музея, где-то в 1995-96 году, мы с моей подругой, дочкой нашей сотрудницы Розалии Васильевны Пантелеевой, Ириной, архитектором, стояли на остановке трамвая по пр. Кирова и рассуждали о том, что сносится великое множество деревянных домов, никто не собирает эти фрагменты, ничего не остается, не музеефицируется. И мы решили: «Давай-ка мы создадим вот-такой музейчик!» Мы случайным образом стояли около прекрасного здания на проспекте Кирова, 7, и она сказала: «А давайте тут и займемся!» И мы занялись! Хотя здание на тот момент было занято великим множеством мелких абсолютно чуждых организаций. И, тем не менее, мы взобрались на мансарду 4 этажа и заняли там одну малюсенькую комнату, согласовали с владельцами, что будем там работать. Через некоторое время мы освободили весь этаж. Потом мы много лет вели окопную войну, а между тем собирали фрагменты деревянной архитектуры, свозили их в здание и занимали этаж за этажом. И там, в этом здании на пр. Кирова, 7, арендовали помещения также и криминальные структуры - и я боялась домой ходить, вдруг сейчас где-нибудь из-за угла…в темном переулке меня встретит кто-нибудь. И, тем не менее, мы продолжали свое дело. Я так думаю, что здесь волшебное слово МУЗЕЙ помогало нам, потому что для людей - это общезначимое понятие, и имидж музея настолько положительный, что воевать с нами эти самые структуры просто не могли. Мы заняли все здание, сделали в нем ремонт и открыли свою первую постоянную экспозицию. Она была крохотная.

-  Какие ваши любимые экспозиции? - Вы знаете, прошло много лет после нашей первой выставки в Музее Деревянного зодчества и только в 2002 году мы открыли нынешнюю существующую экспозицию. За это время я просто полюбила наше деревянное зодчество. Я стала его понимать. Я стала его чувствовать. Как это режется, как стружка убирается, опилочки летят, как создается орнамент - где-то геометрический, где-то растительный. Потом я начала находить какие-то хитросплетения, силуэты, символы, и поняла, что все это не просто так… Все это создавалось во многих случаях как обереги, потому что там заложена символика охранительская: где-то солнечный диск, где-то символика воды, где-то символ засеянного поля. Все это потихонечку открывается -  а там появились и богини языческие: Макоша - роженица рогатая. Я начала находить удивительные образы – драконы. А у нас драконы вписаны, врезаны  в эти самые узоры, витиеватые, сложные, но смотришь: там голова откинута назад, там какое-то туловище извивается в виде стеблей растений.  Мастера были удивительные! Нам не осталось письменных источников того, что они хотели сказать…Конечно, постоянно читаешь литературу, все время чувствуешь себя исследователем! Все время открываешь новое и думаешь зачем драконы появились? И начинаешь соображать, что это охранительный образ для купечества, потому что дракон не только охраняет подземные и подводные богатства, он еще их приумножает. И правда, на многих купеческих домах эти самые дракончики и приютились! Они воздействуют и на тебя: это цвет, гармония, сюжет -  искусство с большой буквы!   
И когда утром идешь на работу по деревянной улице, тебя напитывает благодать, и как-то все складывается…
- Что самое трудное в работе с музейными фондами? 
- Мы, хранители музея, пережили разные времена, особенно были тяжелыми 90-е, тогда не было финансирования и были времена, когда мы выдавали сотрудникам по 100 руб., чтобы они могли купить детям ручки и тетрадки к школе. Все это мы пережили, не потеряли коллекции, а наоборот прирастили каким-то образом. 
Начинали с 5000 единиц хранения, сейчас 13000 единиц.
-  Сейчас условия хранения перешли на другой качественный уровень в техническом смысле, и все же главным остаётся человек... что бы вы хотели пожелать новым, молодым хранителям? Что бы вы хотели пожелать томичам и гостям города, которые только планируют посетить музей?
-  Музей – это очень сложный организм, симбиоз прошлого, настоящего и будущего, внутреннего мира фондовых хранилищ, выставочных экспозиций и большого потока гостей, приходящих для знакомства с прекрасным!
Мне хочется пожелать нашим всем людям, соприкасающимися с музейным миром, каждый день открывать новое и быть открытыми для прекрасного!
- Какие ваши любимые экспозиции? - Вы знаете, прошло много лет после нашей первой выставки в Музее Деревянного зодчества и только в 2002 году мы открыли нынешнюю существующую экспозицию. За это время я просто полюбила наше деревянное зодчество. Я стала его понимать. Я стала его чувствовать. Как это режется, как стружка убирается, опилочки летят, как создается орнамент - где-то геометрический, где-то растительный. Потом я начала находить какие-то хитросплетения, силуэты, символы, и поняла, что все это не просто так… Все это создавалось во многих случаях как обереги, потому что там заложена символика охранительская: где-то солнечный диск, где-то символика воды, где-то символ засеянного поля. Все это потихонечку открывается - а там появились и богини языческие: Макоша - роженица рогатая. Я начала находить удивительные образы – драконы. А у нас драконы вписаны, врезаны в эти самые узоры, витиеватые, сложные, но смотришь: там голова откинута назад, там какое-то туловище извивается в виде стеблей растений. Мастера были удивительные! Нам не осталось письменных источников того, что они хотели сказать…Конечно, постоянно читаешь литературу, все время чувствуешь себя исследователем! Все время открываешь новое и думаешь зачем драконы появились? И начинаешь соображать, что это охранительный образ для купечества, потому что дракон не только охраняет подземные и подводные богатства, он еще их приумножает. И правда, на многих купеческих домах эти самые дракончики и приютились! Они воздействуют и на тебя: это цвет, гармония, сюжет - искусство с большой буквы! И когда утром идешь на работу по деревянной улице, тебя напитывает благодать, и как-то все складывается… - Что самое трудное в работе с музейными фондами? - Мы, хранители музея, пережили разные времена, особенно были тяжелыми 90-е, тогда не было финансирования и были времена, когда мы выдавали сотрудникам по 100 руб., чтобы они могли купить детям ручки и тетрадки к школе. Все это мы пережили, не потеряли коллекции, а наоборот прирастили каким-то образом. Начинали с 5000 единиц хранения, сейчас 13000 единиц. - Сейчас условия хранения перешли на другой качественный уровень в техническом смысле, и все же главным остаётся человек... что бы вы хотели пожелать новым, молодым хранителям? Что бы вы хотели пожелать томичам и гостям города, которые только планируют посетить музей? - Музей – это очень сложный организм, симбиоз прошлого, настоящего и будущего, внутреннего мира фондовых хранилищ, выставочных экспозиций и большого потока гостей, приходящих для знакомства с прекрасным! Мне хочется пожелать нашим всем людям, соприкасающимися с музейным миром, каждый день открывать новое и быть открытыми для прекрасного!