Найти тему

В советском магазине покупательница потребовала кости.

Случай был в продкутовом магазине в одном из сибирских городов. В тот вечер в магазине, в мясном отделе, продавали кости. Стояла-гудела огромная очередь. Кроме костей, никаких других мясных продуктов не было. Нормы отпуска этих костей тоже не было. Но по умолчанию, в одни руки давали пару килограммов. Чтобы как можно большему числу покупателей достался набор костей.

-2

Целый час все были заняты. Продавщица Таня отвешивала кости. Грузчик подносил ей ящики с костями. Но вот он что-то шепнул на ухо Тане. Очередь насторожилась и пыталась понять, что там случилось. Таня объявила очереди, что осталось только эти два ящика товара. И больше сегодня ничего не подвезут. Люди загудели, заволновались. Счастливчики возле прилавка понимали, что им хватит костей. Кто стоял подальше, начинали прикидывать, удастся ли им купить остатки. Очередь еще не расходилась. Таня взвесила последние кости. И, подняв глаза на молодую женщину в заношенной кроличьей шапке, сказала: «Все! Закончилось».

Женщина в кроличьей шапке вся осунулась,  помрачнела лицом.

«Где мои кости?! Отдайте мне кости!!!" – вдруг пронзительно и громко закричала она. Вздрогнул весь зал. Замерли покупатели и продавцы.

Этот крик, полный боли и отчаяния, погрузил на пару минут весь магазин в гробовую тишину.

Все смотрели на женщину. Худая, в облезлой шубке, на ногах починенные валенки. Пошитая сумка из клеенки, видавшая виды. Осунувшееся лицо и затравленный отчаянный взгляд. Она сама была не рада, что закричала.

Хоть люди и стояли с ней в одной очереди, но только сейчас разглядели в ней человека, который очень беден и нуждается. Продавщица Таня смотрела в ее глаза. И оценивала. Такая же как и она, молодая, лет 26 на вид.  Таня была розовощекая, при макияже. Белый, чистый халат. Презрительный взгляд из-под накрахмаленой белой пилотки. Золотые сережки в ушах.

Таня сказала ей - «Жди» - и пошла в подсобку. Принесла оттуда заготовленный свой пакет с костями. Естественно, она уже отложила свою долю до продажи. Как и делала ежедневно с любым мясным товаром. Дома семья. Родственникам и друзьям тоже надо .

Кости были отборные, с большим количеством мяса. И больше двух килограммов.

Взвесила их и отдала этой несчастной женщине.

-3
-4

Никто не роптал, не шумел. Покупатели стали расходиться.

Всем было жаль эту женщину. А она робко и тихо несла свой пакет к кассе. Драгоценную ношу.

Продавщица Таня шла в этот вечер после смены домой. Падал пушистый снег. Шла налегке, без сумок. В этот день она впервые ничего не несла ни себе, ни родственникам.

Сколько раз Таня замечала в этих больших очередях таких бедных и забитых людей. Их было не так много. Толпа растворяла их в себе. Все-таки большинство людей были нормально одеты. Был 1988 год. Хоть и с продуктами была большая беда, но приодеться уже многие могли. Открывались кооперативы. Шили частники меховые шапки и драповые пальто с норковыми воротниками. Фарцовщики давно наладили сбыт импортной одежды и обуви. Молодежь носила джинсы «Мальвины», дамы в возрасте норковые береты.

И откровенно бедных, таких, как это женщина в кроличей шапке, было меньше. Но Таня ежедневно видела таких покупателей. Они не брали целый хлеб, четвертушки только. Черного хлеба. Самую дешевую, уцененную овощную гниль скупали они же. Одеты эти люди были в видавшую виды одежду. Сборную, из того, что осталось с былых времен. «Может, шубка ее и шапка еще со школьных времен остались» - размышляла Таня, вспоминая покупательницу.

-5

Что ввергло молодую женщину в бедность и отчаяние, неизвестно. Может одна осталась с детьми. Или в семье кто-то серьезно болен и надо годами ухаживать. На себя и нормальную работу времени нет. И денег.

После этого случая Таня старалась оглядеть очередь, перед тем, как товар на исходе. Чтобы не заканчивать перед такими несчастными людьми. А остальные стерпят.

Другие воспоминания о жизни в СССР вы можете прочитать в посте «Таня рассказала мужу-швейцарцу, что в СССР туалетной бумаги не было. Муж не мог понять, чем же тогда пользовались...»