Сегодня продолжим тему Колористического квадрата старых мастеров, начатую на канале ранее.
Живопись на ограниченную палитру, что это?
Давайте разобраться вместе))
1. Ограниченная палитра в тёплой гамме.
Цветовой квадрат старых мастеров:
- Кадмий красный средний
- Кадмий жёлтый средний
- Белила цинковые
- Чёрная
Это набор из 4 цветов: жёлтый, красный, чёрный и белый. Предпочтительнее использовать кадмий жёлтый средний и кадмий красный средний, чтобы получать как оттенки склонные к оранжевому, так и тёмные, холодноватые бордовые.
Все цвета распределяются по углам квадрата таким образом, что по диагонали друг от друга находятся чёрный и белый и красный и жёлтый.
Оттенки цвета смешиваются как непосредственно поштучно, так и попарно.
Попарно, то есть:
красный и белый дают множество оттенков розового,
жёлтый и белый - светло жёлтые цвета,
жёлтый и чёрный - шкалу оливковых, зеленоватых цветовых тонов,
а чёрный и красный - множество бордовых.
Кроме того, диагонали квадрата образуют 2 шкалы цветовых оттенков - ярко-оранжевую (насыщенную) и серую от белого до чёрного (ненасыщенную).
Именно в этой цветовой гамме Рембрант достигал этого великолепного эффекта освещения, по которому узнаются его картины.
Как видите, всего на 4-х красках можно создавать шедевры. Потому что так проще достигнуть колористического единства красок. Согласны?
Таким способом, при помощи смешивания 2-3 оттенков можно получить как более так и менее насыщенные тёплые цвета (добавлением к жёлтому и красному разных серых).
Художник может одновременно подбирать оттенки по цветовому тону друг к другу (в диапазоне: красный - жёлтый - зелёный). А также сразу работать со светлотой цвета (затемнить или высветлить нужный оттенок).
При помощи подобной ограниченной палитры даже начинающему живописцу будет легко намешать огромное количество:
красных (от рубинового до рыже-красного, от цвета пыльной розы до алого),
коричнево-бежевых оттенков,
благородных оливково-зелёных и золотисто-серых.
Все цвета и оттенки в этой цветовой схеме максимально гармоничны по всем трём характеристикам и подходят как для написания учебных работ, так и для реализации творческих идей.
Кстати, Рубенс тоже работал в такой палитре, но колорит создавал другой.
Подобная ограниченная палитра идеальна для рисования портретов и натюрмортов, живописи человеческого тела, хороша для создания композиций с фигурами людей. Примеры из истории искусств тому подтверждение.
Именно эту комбинацию оттенков цвета можно применять во время обучения с нуля, когда рисуем натюрморт в цвете - это переходное упражнение между гризайлью (одноцветной живописью) и полной палитрой цветов.
2. Ограниченная палитра с использованием контрастных цветов.
Цветовой квадрат художников Нового времени:
- Оранжевая
- Кобальт синий светлый
- Белила цинковые
- Чёрная
Начиная с XVII века развивается производство красок, появляются новые цветовые пигменты, исследуются законы цвета и света, разумеется художники применяют всё это в своих произведениях.
Один из примеров обновлённого взгляда на ограничение по цвету в живописи - использование дополнительных цветов в ограничении живописной палитры.
Теперь в цветовом квадрате вместо родственных тёплых оттенков присутствуют противоположные цвета спектра - синий и оранжевый.
В меру разные по светлоте и максимально насыщенные кобальт синий светлый и оранжевый, образуют цветовую диагональ квадрата, в противовес бесцветной (чёрный и белый).
Смеси цветов по сторонам квадрата также дают красивые насыщенные оттенки с изменением светлоты цвета:
чёрный + синий = тёмные синие,
синий + белый =светлые синие,
оранжевый + белый = оттенки персикового,
оранжевый + чёрный = тёмные рыжие.
Смеси оттенков серого и оранжевого или синего, создают целую гамму холодных и тёплых оттенков.
Это более и менее насыщенные золотистые, охристые, мутно-голубоватые, серо-синие и просто цветные серые цвета и оттенки.
А они легко применимы для практически любой задачи - от этюда интерьера до пейзажа в разных состояниях, от классического портрета до современной сюжетной композиции.
Смотрим картины мастеров прошлого и сопоставляем их цвета с цветовой схемой выше.
Как видите, возможности такой ограниченной палитры достаточно широки, а способы применения весьма разнообразны.
3. Тёплая ограниченная палитра.
- Умбра ленинградская натуральная
- Английская красная
- Белила цинковые
- Чёрная
Для тех, кто любит рисовать маслом и кое-что понимает в способах и приёмах нанесения краски на холст, а именно, любителям сочетать прозрачные лессировки с плотным, укрывистым письмом, понравится палитра тёплых земляных красок.
Помимо чёрного и белого в неё входят английская красная и умбра ленинградская натуральная (как альтернатива - капут-мортуум и охра светлая).
Лессировочная умбра ленинградская создаёт множество тёплых зеленоватых цветовых нюансов. А укрывистая английская красная с дополнительным разбелом - гармонию коралловых, нежно-розовых и омаровых цветов.
Таким образом, можно одновременно создавать приятный и неназойливый цветовой, тональный и светлотный контраст в одной работе.
Смесью этих цветов с чёрным и белым легко получить нюдовые (телесные) оттенки и сложные хроматические (цветные) серые.
А если еще использовать разные способы нанесения и фактуры, - добавится и фактурный контраст.
Опытный художник понимает, что для создания наиболее гармоничного по цвету изображения ему приходится постоянно ограничивать свою палитру.
Какая бы задача ни стояла, насколько многокрасочным и “цветным” ни был исходный сюжет, в живописи участвует только часть красок из основного набора.
Поэтому старые мастера, выбирая цветовую палитру своей картины в первую очередь обращали внимание на колорит. Который был направлен в сторону синего или тёплого, серебристого или другого решения.
А затем выявляли 1-2 основных цвета, 2-3 оттенка (как дополняющих основные). Например, пара нейтральных (охра, серые).
Оттенки не вошедшие в “основной состав” не использовались.
Интересно выглядит современная живопись, выполненная в подобной гармонии ограничения по цвету, которая одновременно демонстрирует лессировочные прозрачные участки, традиционную живопись кистями и работу мастихином.
Такой рецепт гармонического использование минимума цветов в живописи не нов, но, на мой взгляд, очень свеж и удобен.
И, как я уже писала на канале, - насколько качественно художник умеет отбирать оптимальное количество и качество цветовых пигментов для работы над картиной, настолько легко и свободно ему будет рисовать красками.
Подведем итог.
Ограничить цветовую палитру для достижения колористического единства можно:
1. По принципу доминирующего цвета и родственных ему оттенков.
Например:
ультрамарин и бирюзовый, + изумрудный, серо-голубой и т.д.
Или
2. На основе 2 контрастных цветов, а также оттенков близких к ним
Например:
жёлтый и фиолетовый, + лиловые, лимонные, охристые цвета.
Какие оттенки вы подберете в качестве родственных или близких - это уже принципы гармонизации цветов в живописи, отличающиеся от принципов построения ограниченной палитры.
--------
Друзья, был ли вам интересен этот материал?
Все ли понятно?
А чтобы действительно была польза, а не просто информация к размышлению... Попробуйте найти примеры картин современных художников, которые владеют такими колористическими знаниями. Эти картины сразу заметны. Они цельны и гармоничны по цвету. В них нет диссонанса.
А еще лучше попробуйте сами написать хотя бы этюд, используя одну из схем старых мастеров. И вы увидите насколько это интересно, а результат будет впечатляющий!
Удачи вам и творческих взлетов!
P. S. Возможно найдётся скептик, который возразит по поводу того, что картины этих старых мастеров сейчас уже нельзя назвать живописью. Потому что после них уже были импрессионисты, написаны труды по цветоведению.
Да, конечно. Это все так.
Но кто вам мешает писать по опыту старых мастеров и добавить в свою живопись теплохолодность, как это делают многие? Подумать о колорите своей картины и сделать её более профессиональной, а не создавать кич, которым кешит интернет.
#секреты мастеров #живопись #колорит