36,9K подписчиков

Есть ли жизнь после школы? Опыт уволившегося учителя

53K прочитали
 Я часто слышу от учителей: "Ушла (ушёл) бы из школы, да некуда". Так думала и я год назад.

Я часто слышу от учителей: "Ушла (ушёл) бы из школы, да некуда". Так думала и я год назад. Уволиться и уйти в никуда, особенно когда ты живёшь в маленьком городе и до пенсии тебе больше 10 лет, страшновато. Но вот уже почти год, как я не работаю в школе.

Хочу поделиться своим опытом с коллегами и сказать, что жизнь после школы есть. Сразу оговорюсь: моя статья НЕ призыв к массовому уходу педагогов из школ, мой опыт НЕ пример для подражания. Эта публикация адресована в большей степени тем, кто находится на грани того, чтобы уволиться, но не может решиться, опасаясь остаться без средств к существованию.

Почему я ушла?

Подобный вопрос мне задавали все: от уборщицы в школе до заведующей РОО. По городу (а он у нас небольшой - все друг друга знают) поползли всяческие слухи: тяжелая болезнь, беременность, конфликт с администрацией... Но ни одно из этих предположений не соответствовало действительности.

Решение об уходе из школы не было спонтанным или вынужденным. Оно зрело во мне почти три года. Я уволилась НЕ потому, что поругалась с директором, НЕ потому, что на меня пожаловались родители, НЕ потому, что произошёл конфликт с учениками, НЕ потому, что у меня что-то не получалось в профессии. Нет. Всё наоборот. У меня были прекрасные отношения с учениками и их родителями, меня считали одним из лучших учителей в школе, с администрацией отношения были вполне терпимые. Внешне всё было просто прекрасно. Но за видимым благополучием зрел внутренний конфликт, спровоцированный извне.

Я ушла не из школы, не от детей, не от профессии - я ушла из системы. Из системы, в которой мне как профессионалу было тесно. В последние несколько лет в школе стало душно. С каждым годом гайки закручивали всё туже, не оставляя места ни для чего человеческого.

Школа стала не про любовь к детям, не про разумное, доброе, вечное, не про творчество, не про сотрудничество, не про развитие, то есть не про то, за что я (да и не только я одна) любила в ней. Школа стала про качество, контроль, надзор, планы, программы, отчеты, мониторинги, баллы, рейтинги, формальные мероприятия. Школа стала насквозь лживой и фальшивой. А учитель - человек, который должен быть честным, справедливым, великодушным, - оказался заложником системы, козлом отпущения, прислугой, "маленьким человеком", не имеющим права ни на своё мнение, ни на творчество, ни на личную свободу, ни даже на нормальную зарплату.

Учитель стал не для того, чтобы учить и воспитывать, а для того, чтобы удовлетворять прихоти крупного и мелкого начальства: для массовки на мероприятиях, для численности на выборах, для сопровождения автобусов, работы на субботниках, чистки снега и тому подобного.

В какой-то момент я поняла, что в этой системе я задыхаюсь. Это все не про меня и не для меня. Я ценю свою свободу, я хочу развиваться как личность и как профессионал и имею право на достойную оплату труда. И я ушла.

Это было мучительное решение. Мне было тяжело расставаться с учениками, с некоторыми коллегами, с уютным кабинетом, с привычным укладом жизни, с местом, где прошло 25 лет моей жизни и в которое я вложила немалую часть себя. Я всегда прежде всего думала о школе, но пришло время подумать о себе. С октября 2020 года я перестала быть учителем общеобразовательной школы.

Чем я занимаюсь сейчас и как зарабатываю на жизнь?

Конечно, я ушла не в пустоту, не в никуда. Конечно, я не сменила род деятельности. Я не пошла кассиром в магазин или диспетчером в такси. Зачем? Я имела огромный опыт педагогической и методичекой работы, который сейчас так востребован. Кроме того, я умела писать. Этого достаточно для того, чтобы спокойно работать дома.

К моменту увольнения я уже занималась репетиторством, и желающих учеников у меня всегда было много. Помимо этого, примерно за год до увольнения я прошла собеседование и стала репетитором в одной из крупнейших онлайн-школ (называть не буду, ибо это не рекламная статья). Кстати, таких школ, которые сейчас активно ищут преподавателей, много. Я пробовала ещё два варианта, тоже прошла испытания, но остановилась на одной, которая, кстати, дала мне возможность разиваться не только как репетитору. Но об этом чуть позже.

Итак, из чего состоял мой заработок в первые два месяца? Репетиторские занятия на дому и в онлайн-школе, а также небольшая сумма от ведения каналов в Дзене. Но даже это (с учётом налога на самозанятость) было в полтора раза больше, чем я зарабатывала в школе при такой же почасовой нагрузке.

Но страх остаться без заработка всё равно был. Поэтому я стала параллельно искать новые возможности заработать, освоить какие-то другие специальности. Я исходила из своих способностей. Что, собственно, я умею? Учить и писать. Именно в этих сферах я стала искать для себя ниши.

Сначала прошла курсы (бесплатные) копирайтинга, узнала, как писать продающие тексты. Но в какой-то момент поняла, что это мне по плечу, но не очень интересно. Затем прошла курсы педагогического дизайна. На этих курсах Америку для себя я не открыла, зато осознала, что почти каждый учитель - это ещё и педагогический дизайнер, ибо разработка уроков, создание презентаций, написание программ курсов - это всё не что иное, как педдизайн.

А теперь вернусь к своей онлайн-школе. В её команду стали набирать методистов (а это почти то же самое, что педагогический дизайнер). Я прошла собеседование, выполнила ТЗ, и меня взяли. Кроме того, меня пригласили на подработку для написания публикаций в соцсеть этой онлайн-школы (туда я тоже подавала завявку и проходила собеседование). К тому же я прошла сложнейший отбор на позицию преподавателя этой же онлайн-школы и, возможно, с нового учебного года стану штатным сотрудником. А это, как вы понимаете, совсем другой уровень, и зарплатный в том числе, ибо в коммерческой школе зарплаты у учителей далеко не такие, как в обычной.

Как я себя ощущаю спустя почти год?

Когда у меня спрашивают, не скучаю ли я по школе, я честно отвечаю "нет". По той школе, из которой я уходила, где я ощущала себя рабом системы, где ценились не знания и опыт, а умение быть покорным, я не скучаю. Вернулась бы я туда при каких-нибудь условиях? На 99,9 процента нет.

Уже спустя месяц после увольнения я стала чувствовать себя так, как будто я выздоравливаю после тяжелой болезни. Постепенно уходило ощущение давления, тяжести, задёрганности, хронической усталости, напряжения, страха чего-то не сделать или куда-то не успеть. Прошли головные боли, пришли в порядок нервы. Я вспомнила давно забытое: что такое высыпаться, проводить время с родными, гулять с собакой, ходить в гости...

Я и сейчас работаю очень много. Но это моё личное желание. Никто надо мной не довлеет. Я сама распоряжаюсь своим временем и сама определяю свою нагрузку. Кроме того, работая в онлайн-школе, я поняла, что значит уважительное отношение к педагогу, а также насколько ценятся опыт, трудолюбие, ответственность и компетентность. А ещё я узнала, сколько на самом деле стоит учительский труд.

В заключение небольшой блиц

Как я отношусь к школе? Я ей благодарна за то, что в ней я стала профессионалом. Мне искренне жаль её за то, что с нею сделали за последние 15 лет. Я её люблю, ту, прежнюю (не советскую - в советской я и не работала, так как пришла уже в 90-е годы), а ту, которая не была для учителей каторгой.

Призываю ли я учителей уходить из школ? Нет. Это решение каждого.

Советовала бы я это сделать? Да. Тем, кто действительно чувствует, что в нынешних условиях не может работать.

Может ли учитель быть востребован вне школы? Да, если он профессионал.

Каким учителям не подходит работа вне школы? Во-первых, тем, кто не может жить без большого количества живого общения. Во-вторых, тем, кто всей душой предан школе и ни за какие коврижки не покинет ее. В-третьих, недостаточно компетентным. В-четвертых, тем, у кого плохо развиты навыки самоорганизации.

Есть ли жизнь после школы? Да, и она замечательная!

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".