Опишу несколько ситуаций в которых может оказаться каждый при покупке товара в магазине. Как защитить себя, какими законами оперировать для своей защиты.
Ситуация 1:
Вы потеряли чек, поэтому вам отказывают в возврате товара/возмещении непригодного товара.
Отсутствие чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении ваших требований.
Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 18, п 5:
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Ситуация 2:
На ценнике была одна цена, на кассе пробили другую.
Требуйте продажи товара по цене, указанной на ценнике.
Продажа товара с нарушениями влечет наложение штрафа — по статье КоАП его максимальная сумма составляет 30 тыс. рублей
Обязанность соответствия цен на ценнике и чеке, регламентированы:
- Закон РФ "О защите прав потребителей", статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
- ГК РФ Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
Последствия для продавца регламентированы: КоАП РФ Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров для юридических лиц штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
Ситуация 3:
Вам попалась просрочка/товар с дефектами.
Вы можете отказаться от товара (кроме сложной техники) и вернуть деньги, либо потребовать замену, либо потребовать соразмерное уменьшение цены.
Регламентирована эта ситуация:
- законом РФ «О защите прав потребителей», статья 18
- ГК РФ статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества
Важно: при возврате денег продавец не может удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара при его частичном использовании, потери товарного вида.
Ситуация 4:
Вам отказывают оформить кредит, если не оформите страховку. Или любая другая ситуация, в которой отказывают в покупке одного товара без приобретения другого.
Законом запрещено обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других.
Закон РФ «О защите прав потребителей», Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
Ситуация 5:
Обнаружили недостаток товара, но закончился гарантийный срок.
Гарантийный срок начинается тогда, когда товар оказался у вас.
У сезонных товаров есть особенность - их гарантийный срок и срок службы «исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей».
Например, в Томской области, зимний сезон начинается с 01 ноября, в каждой области есть свое постановление «Об определении сроков наступления сезонов для сезонных товаров,
реализуемых на территории».
Если срок гарантии не установлен, то вы можете предъявить претензию в пределах двух лет с того дня, как получили товар (если не оговорен более долгий срок).
Если гарантия на товар меньше двух лет, и недостатки вы обнаружили после того, как она закончилась, но в пределах двух лет, все равно можно предъявить требования продавцу, изготовителю или импортеру, но только если докажете, что недостатки эти возникли до покупки или по причинам, которые возникли до передачи товара вам.
Закон РФ «О защите прав потребителей» Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.
Ситуация 6:
Не подошла одежда, хотите вернуть.
Товар можно вернуть даже, если недостатков у товара нет, а вы просто передумали.
У вас есть 14 дней, чтобы товар вернуть.
Важно, товар должен сохранить свои свойства, вы не должны им пользоваться, а так же у вас должны быть доказательства приобретения товара у конкретного продавца.
Товар не должен входить в список, по которому не предусмотрен обмен/замена товара, например, нижнее белье, линзы, средства личной гигиены.
В таком случае можно обменять товар или вернуть деньги.
· Закон РФ «О защите прав потребителей», статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
· ГК РФ Статья 502. Обмен товара.
Ситуация 7:
Хочу вернуть товар, купленный через интернет.
Можете вернуть товар, кроме товара, сделанного по индивидуальным параметрам (например, шкаф изготовленный по вашему размеру, платье сшитое по меркам).
Обменять/вернуть товар, купленный через интернет, можно в течение 7 дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин.
Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.
Закон РФ «О защите прав потребителей», п. 4. статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара.
Ситуация 8:
Продавец отказался возвращать деньги или заменить товар.
Обратитесь в Роспотребнадзор с претензией. Если эффекта не будет, то нужно обращаться в суд.
Если дело дойдет до суда и вы выиграете, продавец обязан будет возместить вам ущерб и заплатить штраф (50% от суммы, присужденной вам).
Закон РФ «О защите прав потребителей». Статья 13. П6. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей.