Поселок Вознесенье Подпорожского района Ленинградской области расположен на обоих берегах Свири, при ее истоке из Онежского озера.
А поскольку моста здесь нет, берега связывает паромная переправа, которая работает круглый год по расписанию: с утра до вечера, раз в час-полтора.
Нам повезло, когда мы подъехали, по-советски добротное судно по имени СП-28 1969-го года постройки буднично ждало загрузки. У переправы уже выстроилась очередь из автомобилей (многие их которых с лодочными прицепами) и велосипедистов.
Вахтенный дал знак и в первую на платформу стали запускать машины, предварительно попросив выйти из них пассажиров. Когда автомобили разместились, пришла очередь граждан, среди которых сразу видно, кто местный, а кто турист. Для местных переправа необходимость, для туристов - аттракцион, они с любопытством осматривают диковинный вид транспорта, фотографируются. Пассажиров паром перевозит бесплатно, а вот за авто надо заплатить: 170 рублей за легковушку, за фуру или автобус - больше.
Время переправы 10 минут. За это время можно насладиться прекрасными видами Свири и ее берегов и сделать прекрасные фотоснимки.
Подплывая к северному берегу реки Свирь, мы пристально всматривались в береговые окрестности, пытаясь рассмотреть достопримечательность, ради которой ехали. Но кроме холма, заросшего кустарником, ничего не увидели.
И это не удивительно. Ведь на самом деле этот холм, скала из диабаза (распространенный в этих местах минерал, прочность которого превосходит гранит), но не простая, а с секретом. С недавних пор в этой скале скрывается подземная крепость «Ahvansilmn», что в переводе с финского языка означает «Око росомахи», а в народе это уникальное сооружение называют не иначе, как вепсским замком.
Помещение отапливались, имело сложную систему энергообеспечения и вентиляции. Мощное военное укрепление в виде сети траншей и полукапониров с центром в скале, оборудованным в формате трехуровневой долговременной оборонительной точки (ДОТ), создали финны в годы Великой Отечественной войны на захваченной территории СССР в 1941 году. Тогда финны, воспользовавшись тем, что советские войска вели тяжелые бои с гитлеровцами, намеривались вернуть себе захваченные земли, чтобы по их версии «освободить родственные народы вепсов и карел от большевистского ига». Строительство крепости проходило в строжайшей тайне. Местные жители, которые привозили еду строителям, ближе, чем на 100 метров к объекту не пускали. По воспоминаниям очевидцев, финны отцепляли от лошадей автоприцепы полевой кухни, которые им приводили жители поселка, впрягались в них сами и волокли на гору. Инспектировал строительство сам Карл Густав Маннергейм. Сохранились предания, что в эту далекую деревушку он приехал на автомобиле, подаренном Гитлером. Удивительно, но вепсский замок так и не принял участие в боевых действиях. К середине июня 1944-го Советские войска практически беспрепятственно форсировали Свирь и заняли территорию на правом берегу реки в районе Вознесенья. А финны просто ушли, оставив такой мощный рубеж. Почему они не использовали «Глаз росомахи» до сих пор нет единой точки зрения. По одной из версий финны не сопротивлялись, потому что к этому времени было понятно, что война проиграна (через два месяца Финляндия капитулировала). Уже после войны советские саперы взорвали часть укреплений, в результате чего были затоплены подземные уровни. Со временем крепость лишилась орудий и стальных перекрытий.
Сегодня этот уникальный объект заброшен и о нем мало кто знает. Однако вездесущие любители приключений добираются и сюда.
Малозаметная тропинка ведет к большой пещере, выдолбленной в скале. Это и есть вход в вепсский замок. Несмотря на то, что он зарос травой, пещера обитаема.
Во входной зоне установлен скромный информативный стенд с картосхемой из архива Финляндии с расположением Советских войск в Подпорожском районе в декабре 1941 года.
На стенах пещеры видны следы взрывов, с помощью которых ее выдолбили.
Прозаик, журналист, заслуженный работник культуры Карельской АССР Олег Тихонов в документальной повести «Операция в зоне «Вакуум» пишет: «Вепсский замок» был трехэтажным, а снаружи и не разберешь - скала скалой. Нижний этаж похож на пещеру, тут укрытие для персонала, боеприпасы. Выше - узкий лаз в пять ступенек - пушечный зал. Короткие гаубичные стволы веером (для каждого своя амбразура) за выступом скалы не торчат. Еще выше - наблюдательный пункт. Сама макушка сопки прикрыта круглым диском из брони, метра полтора в диаметре. Диск поднимается и опускается ручной червячной передачей. На время бомбежки все это сооружение закрывается наглухо».
Проходим в глубину пещеры и оказываемся внутри скалы. Перед нами уходящие под землю этажи с бетонными лабиринтами коридоров, туннели с мощными металлическими дверями. По вертикальным лестницам можно спуститься вниз или выбраться наверх, к огневым точкам и наблюдательным пунктам, которые собственно и дают название укреплению «глаз росомахи».
Отсюда и сегодня обозреваются окрестности на 20 км, не выдавая своего присутствия, а также вести ружейный огонь.
Ходить без проводника здесь надо очень осторожно и обязательно иметь при себе фонарик.
Неосторожное движение и вы рискуете провалиться в глубокую шахту или напороться на арматуру. При этом у объекта нет даже элементарных табличек, предупреждающих об опасности.
В наши дни вокруг статуса этих укреплений идут споры. Энтузиасты ратуют за превращение объекта в музей. Противники считают, что признавать вражескую крепость музеем - кощунство. Хотя, скорее всего, дело упирается в финансирование. Потому что, опыт инвесторов, которым удалось привести в порядок похожий объект в Карельском поселке Лахденпохья, создав военно-исторический комплекс «Гора Филин», показывает, что это удовольствие стоит больших денег, окупить которые достаточно трудно.
По соседству с Вознесеньем расположены поселки Щелейки и Гимрека.
В Щелейках на берегу Онежского озера находится пятиглавая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого 1783 года.
Названа она в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, который считался небесным покровителем Дмитрия Донского.
А на холме в поселке Гимрека стоит церковь Рождества Богородицы XVII века - образец традиционных вепсских храмов Прионежья.
Удивительно, но эти жемчужины северного деревянного зодчества сохранились, в том числе, благодаря тому, что в 1942-1944 в этих местах находились финны - 24-летний младший лейтенант, магистр истории искусств Ларс Петтерссон и 32-летний художник Ойва Хелениус. Им удалось убедить свое военное начальство, что из-за боевых действий могут пострадать уникальные памятники архитектуры, а потому стоит провести инвентаризацию местных деревянных церквей и часовен. В результате финским энтузиастам удалось обмерить и сфотографировать все существовавшие на территории Заонежского полуострова храмы, составить краткий каталог с описанием памятников, собрать свидетельства о плотницких и иконописных традициях региона. Итогом исследований военного времени стала диссертация Петтерссона «Церковная архитектура Заонежья» с уникальными данными. Копии многих изображений из драгоценной военной коллекции Ларс Петтерссон в 1989–1990 годах передать в дар Кижскому Музею-заповеднику.
Сегодня в Ленинградской области реализуется программа реставрации деревянных храмов. В этом списке церковь Дмитрия Мироточивого, которую возродили практически в последний момент: храм находился в аварийном состоянии, колокольня уже почти падала. В 2020 году в строительные леса нарядили храм Рождества Богородицы в Гимреке.
Но не все так гладко. У церкви Дмитрия Мироточивого уже после реставрации протекает крыша. А в храме Рождества Богородицы в процессе работ начала обрушилась одна из стен. Работы остановили, сейчас ищут новые проектные решения.
С одной стороны радует, что на уникальные памятники нашего региона обращают внимание и даже выделяют деньги на реставрацию. С другой стороны, удивляет, почему в наш век технологий, создание и возрождение памятников, проходит с таким скрипом. Возможно дело в уровне культуры и профессионализме. Ведь раньше избу или храм ставили на века. Лес рубили только зимой, когда деревья спали. Дерево для строительства выбирали по звуку: обстукивали и слушали, чтоб «сухой» был. Срубленное дерево не брали в работу 40 дней, чтобы просохло. А прежде чем рубить, кланялись хозяину вепсского леса Мец Ижанду.
Ну а в наше время, миром правят временщики, а потому, чтобы успеть увидеть пока еще сохранившиеся достопримечательности Подпорожского района Ленинградской области стоит отправиться туда прямо сегодня. Ведь завтра они могут исчезнуть, оставшись лишь в редких исторических заметках о Всевидящей росомахе, в финских акварелях, да в местных легендах о Мец Ижанду.
Автор Алла Чередниченко.
Фото автора.
alis.72@bk.ru