Великий Джотто ди Бондоне — полный переворот живописи Средневековья и первые решительные шаги в сторону Ренессанса

1K прочитали

3 серия: Джотто — отец ренессансной живописи

Обзор Ренессанса не возможен без двух фигур: Данте и Джотто. Великий поэт и мыслитель, великий архитектор и живописец — оба они были флорентинцами, современниками и друзьями. Эти гении явились на рубеже XIII-XIV веков и сделали первые и очень решительные шаги в сторону великой эпохи. Литературные экскурсии о великом Данте мы оставим в стороне и поговорим сегодня о живописи Джотто.

Джотто ди Бондоне
Джотто ди Бондоне

Полный переворот живописного искусства

До сих пор идут споры о том, когда родился Джотто, примерно в 1266 либо 1267 году. И умер в 1337 году. Это время в общем считается ещё Средневековьем. Тем не менее Джотто стал одним из ключевых фигур в истории всего европейского искусства. То, что сделал Джотто — было вызовом огромной, более, чем тысячелетней, традиции живописного искусства. Это был полный переворот. Главным в живописи Джотто была его идея — разыгрывать драму в картинном пространстве.

Революционность этой идеи трудно себе представить в наше время. Но всё познается в движении культуры. Поэтому я должна сказать несколько слов о средневековом фоне, на котором всё это разыгрывается.

Живопись как объект религиозного поклонения

Европейская художественная традиция Средневековья была христианской, и живопись полностью служила ей. Что такое икона? Когда она висит в Третьяковской галерее — это картина, только написанная в такой-то или такой-то художественной традиции. Но если мы мысленно перенесёмся в Средневековье и будем там думать, что такое икона, то окажется, что у иконы веками сложилась совершенно определенная функция. И эта функция вовсе не художественная. Икона — это прежде всего предмет поклонения. Ещё один из восточных отцов Церкви написал слова, которые потом повторялись тысячекратно: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». То есть я поклоняюсь не дереву иконы и не краске иконы, а самому первообразу через икону.

Это значит, что между человеком и первообразом через икону существует тайная, недоступная рациональному мышлению, связь. Кроме того, сама иконная энергия направлена во вне иконы к верующему. В церковное или в комнатное пространство. Именно поэтому, когда мы рассматриваем византийские мозаики, фрески, иконы, все изображенные стоят всегда лицом к нам — фронтально.

Средневековая живопись пренебрегает линейной перспективой внутри иконы, потому что она вся открыта в предыконное пространство к верующим. Когда средневековому художнику надо было изобразить сюжет, где персонажи взаимодействовали между собой, то он всё равно направлял их взгляд к зрителю. Это был чрезвычайно важный принцип, который тянулся на протяжении тысячелетий.

Это фреска Чимабуэ — учителя Джотто:

«Поцелуй Иуды» Чимабуэ конец XIII века
«Поцелуй Иуды» Чимабуэ конец XIII века

Христос, целуемый Иудой, не обращает на него никакого внимания, а стоит фронтально и смотрит прямо на нас.

Джотто совершил великую революцию, когда повернул их лицом друг к другу, сделав из этого художественную драму:

Эта драма разыгрывается в условном пространстве живописного произведения. Внутреннее пространство, которого на самом деле нет, начинает развертываться и звучать в полную силу. Это значит, что мы, наконец, имеем дело с искусством. И именно это искусственное должно доставлять наслаждение зрителю.

Ценою больших усилий Джотто отвоевал у плоскости стены кусок пространства и стал разыгрывать в нём драматические истории. Преодолев византийскую иконописную традицию, он стал подлинным основателем итальянской школы живописи.

2 серия⬅️|быстрое переключение|➡️4 серия