Найти тему
Нотариат Беларуси

Какие справки и документы надо беречь, а что можно выкинуть

Оглавление
Мы храним дома кучу старых документов, квитанций, чеков. Разбираемся, какие из них действительно нужны, а что можно смело отправлять в мусорное ведро.
Мы храним дома кучу старых документов, квитанций, чеков. Разбираемся, какие из них действительно нужны, а что можно смело отправлять в мусорное ведро.

Документы, которые нужно хранить в одной папке, спасать при пожаре, затоплении и беречь при переезде:

  • паспорт (документ, его заменяющий);
  • все личные документы (свидетельство о рождении, регистрации брака, военный билет и т. д.);
  • документы об образовании (диплом с вкладышем);
  • документы, подтверждающие наличие льгот (пенсионное удостоверение и удостоверение инвалида);
  • правоустанавливающие документы на имущество.

Правоустанавливающие документы

Самые важные документы в кейсе любого собственника — документы, подтверждающие приобретение права собственности на имущество:

  • свидетельство о праве на наследство (по закону или по завещанию),
  • договор о безвозмездной передаче жилья в собственность граждан (приватизация),
  • договор купли-продажи, дарения, мены,
  • договор пожизненного содержания с иждивением,
  • регистрационное удостоверение,
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт) и др.
Вариант: отсканировать самые важные документы и записать дубликаты на электронный носитель

Награды, благодарности и грамоты

Сопроводительные документы к ним следует беречь так же тщательно. Они понадобятся при оформлении пенсии.

Договоры с работодателями и документы, подтверждающие ваше членство в различных союзах (пригодятся при определении трудового стажа). Кстати, в период трудовой деятельности хранить их необходимо даже для того, чтобы освежить в памяти ваши права и обязанности вашего работодателя.

Квитанции и чеки — храним три года

Компьютерные сбои приводят к тому, что между покупателем и продавцом, потребителем услуг ЖКХ и коммунальными службами могут возникнуть споры, и иногда дело может дойти до суда. Поэтому сохраненные квитанции, чеки, договоры могут помочь вам доказать свою правоту. Суд признает только документальные свидетельства, которые подтверждают, что газ, вода, электричество были оплачены, а товары и услуги — приобретены.

Особенно важно сохранять квитанции, если вы не единственный собственник квартиры, в случае возникновения спора с другим собственником. Только в этом случае вы сможете подтвердить, что несли свою долю расходов на содержание имущества.

Нелишне сохранять и чеки на крупные покупки (мебель, технику), а также договоры о выполнении строительных и монтажных работ (замена окон, утепление стен и пр.), — эти документы понадобятся вам для защиты ваших прав, если в товаре или результате выполненных работ вы обнаружили недостатки.

Многие пожилые люди бережно хранят все квитанции за последние 20-25 лет. Но ни один нормативный акт не указывает конкретно, сколько лет нужно хранить квитанции или чеки об оплате товара или услуг ЖКХ.

Банковские документы

Что касается кредитных договоров, то здесь надо быть предельно внимательными. После того как вы погасили кредит за квартиру, машину и банк снял обременение с вашего имущества, получите справку о том, что банк больше не имеет к вам никаких претензий. Этот документ лучше хранить вечно (аналогичная ситуация - при оплате рассрочки).

Как восстановить документы, если утеряны оригиналы?

Повторное свидетельство о рождении (смерти, браке) запрашивают в ЗАГСе

Обратите внимание — информация об умерших родственниках может не сохраниться (обычно эти данные срочно требуются для родственного захоронения или решения вопроса, кого записать ответственным за могилу усопшего). Для получения архивного документа или информации нужно обратиться в архив органов ЗАГС.

В том случае, если актовая запись о рождении отсутствует и нет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факты, имеющие юридическое значение, следует обращаться в суд.

Документы на квартиру, дачу, дом

Эта информация продублирована в ведомственных электронных базах данных.

Оригиналы документов на квартиру оформлены на конкретных людей. Без паспортов и личного присутствия владельцев никто ни на кого ничего не перепишет. При утере или уничтожении действительного технического паспорта на дом или на квартиру следует обратиться в соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (бывшее БТИ) для восстановления данного документа.

Если же вы потеряли документы на дачный участок, который был получен лет 40 назад, чтобы доказать, что хозяин «соток» именно вы (и строили там дом на законных основаниях), придётся обращаться в те организации, которые когда-то выдавали эти бумаги, или к их правопреемникам.

Это могут быть областные органы власти, правление садового товарищества, предприятия либо государственный архив, территориальный (городской или районный) архив местного исполнительного и распорядительного органа или архив вышестоящей организации (архив учредителя (участника)).

Восстановят все?

Можно восстановить практически любой, в том числе правоустанавливающий документ на недвижимое имущество.

Что же касается нотариальных документов, образовавшихся в результате деятельности нотариуса и хранящихся в его делах, гражданин может, обратившись в соответствующую нотариальную контору (бюро), получить дубликаты этих документов. За выдачу дубликата нотариально удостоверенного документа уплачивается нотариальный тариф в размере 1 базовой величины.

В зависимости от количества листов, времени поиска документов может дополнительно уплачиваться нотариальный тариф за оказание услуг правового и технического характера. В том случае, если документ передан на хранение в нотариальный архив, за выдачу архивной копии (выписки) уплачивается 1 базовая величина.

Статья по теме "Надежнее сейфа. Важные документы можно оставить на хранение у нотариуса"

Хранить ли дома заключения и назначения врачей, старые доверенности, долговые расписки, просроченные справки — ваше личное дело. Если же решите от них избавиться, то порвите всё на мелкие клочки. Так безопаснее.

Какие документы действительно нужны, а какие можно смело выбрасывать, — с этим вопросом читателям издания "Аргументы и Факты в Беларуси" помогала разбираться нотариус Могилевского нотариального округа Юлия Шелковина.