Найти тему
Завтрак с таможней

Что нужно знать, прежде чем покупать копии брендов на Aliexpress

Оглавление

Можно ли провезти через российскую таможню копии и реплики известной продукции? Отвечаем в этой статье.

Абибас? Ники?
Абибас? Ники?

«Нам нужно доставить реплики брендовой одежды из Китая в ЛНР через территорию России. Расскажите, как будет происходить таможенное оформление при въезде в Россию, выезде из нее и въезде на территорию ЛНР? Достаточно ли у вас ресурсов, чтобы обеспечить беспрепятственную доставку подобных товаров в Луганск?» — с такого запроса начался обычный рабочий вторник. Он-то и вдохновил на разбор темы таможенного оформления копий и реплик известной продукции.

Понятия «реплика» в законе нет

Слово «реплика» перекочевало в обиход из дизайнерской среды. Подразумевается более утилитарная, более доступная, нежели оригинал, вещь. При этом реплика не выдает себя за оригинал, не содержит логотипов, марок, отсылающих к оригиналу и вводящих покупателя в заблуждение.

Однако в российском законодательстве такого термина, как реплика, нет. И те товары, которые пытаются выдать себя за оригинал известной продукции, приравниваются к контрафактным товарам. Товарам, сходным до степени смешения с оригиналом. Таможня, обнаружив признаки нарушения прав на интеллектуальную собственность, возбуждает административное дело и конфискует товар.

«Но ведь я честно заявляю, что это не оригинал!» — скажет кто-то из продавцов сумочек, косящих под Pinko. Однако честность не спасёт от ответственности, если надзорные органы начнут проверку. Ведь охраняются не только права потребителя, которого нельзя обманывать.

Даже когда вы размещаете карточки товара в каком-нибудь маркет-плейсе или просто странице в Instagram, и пишете, что это не оригинальный товар, а «реплика», «копия», вы нарушаете чужие интеллектуальные права. Потому как даже если на вещь не нанесен логотип Naike вместо Nike, законом охраняется и сам уникальный дизайн: ст. 1259 ГК РФ. И за кражу дизайна правообладатель имеет возможность, если посчитает нужным, взыскать через суд компенсацию от 10 тыс. до 5 млн рублей с того, кто его права нарушает.

Откуда таможня знает, что это подделка?

Когда к таможенному оформлению представляется партия товаров, подается декларация на товар (ДТ). В декларации указывается наличие маркировки товарными знаками. При этом если графа декларации будет пустовать, это с большей вероятностью насторожит таможню и заставит её провести досмотр.

Если в ходе досмотра обнаружится, что на товары всё-таки нанесены знаки, внесенные в ТРОИС (таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), таможня направит правообладателю запрос. В нем она спросит, разрешает ли он вам ввозить брендированные товары. И если никакого соглашения между вами и правообладателем нет, то, конечно, последует отказ.

При этом даже если правообладатель не ответит на запрос таможни, она сама вправе решить, отказать в выпуске вашего товара или разрешить. И если закрадутся подозрения о контрафактном происхождении товара, таможня найдет способ этот факт подтвердить. На импортера заведут дело об административном правонарушении, наложат штраф, а товарную партию конфискуют.

Если вы в декларации все-таки укажете наличие маркировки, то запрос правообладателю также будет направлен в 100% случаев.

Абсурдно, но как есть: даже оригинальную продукцию без разрешения правообладателя вы не сможете ввезти в Россию.

Даже если ваша продукция имеет оригинальное происхождение, вы действительно купили её напрямую у Gucci или Apple, процедура согласования с правообладателем в момент таможенного оформления будет та же, как если бы вы пытались ввезти контрафакт.

В России действует запрет на параллельный импорт. Это значит, что ввозить товары, защищенные товарным знаком, могут только уполномоченные правообладателем лица. И разрешение на ввоз брендированной продукции в любом случае придется сперва получить у него. Как правило, за такое разрешение компании берут немалые суммы, а иногда и вовсе отказывают, чтобы не плодить себе конкурентов на российском рынке.