Любви не только все возрасты покорны, ее порывы благотворны у всех и для всех, независимо от наличия и отсутствия внешней красоты, проявления нежных чувств и заботы или недостаточного внимания, социального положения, бедности и богатства. В толковании понятия «любовь» высказано множество определений самого разного содержания, характеризующих связи между мужчиной и женщиной, отношение к окружающему миру, эмоциональный и интеллектуальный уровень индивидов разного пола. Такие афоризмы как любовь до гроба, любовь зла, полюбишь и козла, если бьёт, значит, любит, говорят сами за себя.
Исторически любовь в собственном смысле слова, как высоко эмоциональное чувство, возникло во времена, когда различия между мужчиной женщиной, называемые половым диморфизмом, вышли за рамки животного продолжения рода (промискуитет) и начали сопровождаться элементами любовной этики.
Чувство любви между полами пользуется наибольшим вниманием авторов лирической литературы всех времен и народов, начиная с сонетов Петрарки, и не утратит его никогда. В детской песенке есть слова юной плясуньи, с надеждой обращенные в будущее:
Всё равно меня полюбишь,
Когда вырасту большой.
Топни, ножка моя,
Топни, правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!
В романе Эмиля Золя «Нана», как и положено французу, неравнодушному к женскому полу, читаем: «Да кто вам сказал, что женщина должна уметь петь и играть, чтобы нравиться противоположному полу? У главной героини Нана есть нечто другое, и это-то другое все заменит». Действительно, в третьем акте Нана появляется обнаженной, газовое покрывало почти не скрывало обольстительное «тело очень светлокожей блондинки» и...«вся призывная сила ее пола [еще один синоним] потрясла безумием зрительный зал. Лица одних мужчин побледнели, лица других пошли красными пятнами, казалось, некоторых зрителей вот-вот хватит удар. Публику шатало от усталости и возбуждения».
Имя Нана выбрано автором не случайно, в переводе оно означает «маленькая» и в тексте используется для того, чтобы показать притягательную силу не только обнаженной внешности, но и не высокого ростом женщины в глазах разборчивых партнеров. Объяснение этому феномену может исходить из повышенной заботы мужчин о слабом поле, возможно, связано и с какими-то более сильными эмоциональными чувствами при половом акте.
Одной из самых желаемых сфер отношений между партнерами является предрасположенность друг к другу по внешней красоте лица и телосложения. Этот фактор имеет заметное, иногда решающее, значение уже в момент первого знакомства, при так называемой «любви с первого взгляда». К сожалению, не всех природа одарила физической красотой Софий Лорен и Аленов Делонов. Среднестатистический вариант объединяет людей с приятной внешностью, яркая красота является редким сочетанием гармонии костного скелете, мышц, кожных покровов лицевого отдела и телосложения. В литературе описаны трагические эпизоды неразделенной любви по признаку несовместимости восприятия внешней красоты у партнеров, к примеру, между красавицей Эсмеральдой и уродливым Квазимодо в романе В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Исходя из общего представления о диалектике, учения о единстве и борьбе противоположностей, нашло место странное утверждение, что противоположности сходятся, как оно отражено в поговорке: милые бранятся, только любятся. «Розу белую с черною жабой», хотел Есенин «на земле повенчать».
В подтверждение сказанного о том, что внешняя красота еще далеко не главный объединяющий сердца и души фактор, свидетельствует статистика разводов среди артисток кино, далеко не «дурнушек» по внешности, но весьма активных в создании брачных союзов. Средний калейдоскоп смены супругов у Аллы Пугачевой - 4 мужа, несколько выше брачную активность проявляла Татьяна Доронина - 5 супругов, постоянно замуж невтерпёж было у Людмилы Давыдовой и голливудской красавицы Элизабет Тэйлор, имевших по 8 браков, мировая планка установлена кинозвездой Людмилой Гурченко и узбекской актрисой Натальей Нурмухамедовой - 9 замужеств. И все эти «рекорды» не сухая статистика цифр, а смысл жизни в ее разнообразии. В народе многомужницам приклеили прозвище словом, начинающимся со второй буквы в алфавите, в паспорте не оставалось места для новых штампов, популярность необычной сексопильности широко разносится по умам «сарафанным радио».
«Брачный марафон» среди женщин, в промежутках с забегами на короткие дистанции, объясняется несколькими причинами. Особого настроения копаться в них, как в грязном белье, нет и все-таки полезно для любознательных и не опытных в заключении брака. Из названных «рекордсменок» по обновлению мужей почти все киноактрисы с амбициями и желаниями как можно чаще смотреться на экране, мужья-режиссеры игнорировали эти потребности и тем самым исключали кандидаток на съемки, требовалось искать более покладистых супругов или из другой социальной среды.
Никто не спорит, что внешняя красота укрепляет союз влюбленных, но все же основной цементирующей силой является духовная близость партнеров. Банальная истина, но она записана в брачном кодексе. Обратная картина нашла отражение в грустных словах: «Зачем вы, девочки, красивых любите, одни страдания от той любви», где на место девочек найдутся кандидаты из «мальчиков». Зачем вы, мальчики, красивых любите, не гарантировано счастье от такой любви, ибо женская красота нередко является капризной особенностью личности, становится неуправляемой в поведении, вплоть до измены.
Если исходить из положения, что природа не терпит пустоты, найдется предмет и для размышления над проблемой, чем заполнить то, чего не дала природа. Лекарства от глупости еще не придумано, однако с доисторических времен женские потребности в придании красоты удовлетворяются множеством способов, от природных косметических средств до современных технологий. Дефицит природной красоты компенсируется духовным совершенством в увлечении литературой и искусством, занятиях наукой, профессиональным спортом. На Кавказе в ходу анекдот, что женщина с высшим образованием имеет больше шансов встретить спутника для создания семьи, в цивилизованном обществе кандидат и доктор наук из женского окружения имеют такое же преимущество. «Не родись красивой, а родись счастливой», счастье же, как известно, не падает с неба, подобно манне небесной, а дается целенаправленным настойчивым трудом.