Найти тему
6000 миль до Голливуда

Аноним

***

В чём сила, граф? Скандальная авантюрно-историческая драма от создателя "Послезавтра" и "Звёздных врат".

(Anonymous, 2011, США / Европа)

Как видим, в 16 веке в Англии с творчеством Джона Ву уже были знакомы.
Как видим, в 16 веке в Англии с творчеством Джона Ву уже были знакомы.

Забавно: в 90-е Роланд Эммерих столь крепко укоренился в сознании зрителя, как фантаст-баталист-гигантоман ("Луна 44", "Универсальный солдат", "Звездные врата", "День независимости", "Годзилла"), что когда в 2000-х он снял свою историко-патриотическую драму с весьма оригинальным названием "Патриот", все удивились: "Во, блин! А что это сейчас было? Да ещё с Мэлом Гибсоном в треуголке и камзоле?".

Однако затем Роланда быстро отпустило, и его фантастические банкеты продолжились: "Послезавтра", "10000 лет до н. э.", "2012".
Зритель вновь расслабился: ну хорошо сидим, хрустим попкорном, чо! Так держать, бро - красава, слышь!..
Но вдруг в 2011-м ни с того ни с сего повторно ба-бах - "Аноним"!
- Шо, опять про патриотов?! - поперхнувшись попкорном, икнул "разночинный народ".
- Берите выше - на сей раз про Шекспира! - гордо ответил Эммерих, поглаживая гипсовый бюстик "Вильяма нашего".
- Шта-а? Ше... Шекспира?!
"Тут и сел старик"©.

...А потом и вовсе слёг, выпучив глаза и онемев от шока. Ибо Роланд не стал банально переснимать произведения классика, даже в современной обработке. Решив, что давно он не учинял всепланетный ажиотаж, Эммерих... поглумился над самим Уильямом Джоновичем, экранизировав одну из скандальных версий его биографии на тему "А был ли мальчик?".

И как это он удачно палку в муравейник засунул!
У всех отдодоксальных шекспироведов и фанов тотчас бомбануло из всех отверстий. Да так, что те по всему миру выбежали на митинги и демонстрации протеста. А на родине Шекспира даже его памятники простынями оборачивали. Типа в знак траура и скорби по гению, невинно оскорблённому каким-то выскочкой.
Иными словами, учись, школота, как надо хайпы на уроках литературы устраивать!

"Песатель! Убей себя апстену" © Золотые цитаты школоты.
"Песатель! Убей себя апстену" © Золотые цитаты школоты.

Что же за дерзость ляпнул со своей колокольни Эммерих, за что "Анониму" устроили столь громкую бесплатную рекламу?
Рассмотрим его сюжет картины с помощью более понятных нам, российских аналогий.

Итак, вообразите себе, что некий Фёдор С. Б-чук решил снять эпичное историческое кинополотно о своём тёзке Достоевском. Где со всей фединой беспардонностью показал, что "Братьев Карамазовых", "Преступление и наказание", "Бесов" и прочее творческое наследие русского классика написал не он, а... князь Голицын.
Однако, боясь, что его покроют позором за это недостойное для князя занятие, Голицын провернул хитрую многоходовочку: отдавал свои тексты мелкому клерку из журнала "Богословский вестник" Достоевскому, заодно приплачивая ему за молчание. Ну а тот уже под своим именем издавал эти книги, забирая себе все ништяки в виде гонораров, славы и народной любви.
Голицыну же оставалось довольствоваться тем, что его гениальные мысли пусть так, но доходят до простого народа, а не валяются в пыльном сундуке.

И это всё?
О, нет, отнюдь не всё!
Вдобавок к этому князь крутил пылкий романчик с самой императрицей, что имело далеко идущие политические последствия. Вплоть до рождения бастардов и сопутствующих этому претензий на власть и заговоров. А Достоевский обнаглел настолько, что начал шантажировать Голицына, вытягивая из него всё больше денег за конспирацию. Ибо ежели он вдруг заговорит, то мало не покажется никому, уж поверьте, ваше сиятельство.
А в довершение Б-чук примотал бы свой сюжет изолентой к настоящим историческим событиям той эпохи - и вот теперь точно всё, типичное кино от дяди Фёдора готово!
Примерно так хулиганит в "Анониме" и Роланд Эммерих.

Иногда у Эммериха шекспировские страсти становятся совсем уж не шекспировскими.
Иногда у Эммериха шекспировские страсти становятся совсем уж не шекспировскими.

Впрочем, если вы не бьёте поклоны у портрета Шекспира и не цитируете наизусть монологи его героев, "Аноним" рискует вам даже понравиться.
А почему нет? Снят он по-эммериховски шикарно, даром что в нём не лютуют инопланетяне и гигантские цунами. Зато тут есть практически всё, за что мы любим авантюрно-исторические драмы "короны и шпаги". Включая круто заверченный, динамичный сюжет, любовь, интриги, шокирующую развязку, великолепные костюмы и тех, на кого они надеты - актёрский состав тоже силён, пускай в нём и нет звезд "паровозной" величины.

***

В общем, к сожалению, но при всём блестящем мастерстве Эммериха получилась у него этакая "Матильда" - даже бюджеты "Анонима" и ленты А. Учителя схожи (30 млн. и 25 млн. $ соответственно). Как схожи и прокатные судьбы обоих фэнтези. Несмотря на громкие скандалы, рекламе фильмов они ничем не помогли. Оба провалились в прокате, едва-едва отбив половину вбуханных в них денег, и ныне уже практически забыты.

И всё-таки, если пересматривать "Матильду" лично меня не тянет, то вот для "Анонима" я порой делаю исключения. Потому как оскорбленные чувства шекспирофилов мне до лампочки, а псевдоисторическое фэнтези я люблю ещё со времен "Трёх мушкетеров" и "Фанфана-тюльпана".
Рядом же с ними эта картина Эммериха выглядит вполне достойно, а интриги в ней и вовсе гораздо взрослее и более захватывающие.

Трейлер фильма: