Приветствую Вас, Уважаемые подписчики и читатели канала!
3 сентября 1939 года британский премьер-министр Невилл Чемберлен объявил Германии войну.
А уже через неделю после этого, 10 сентября, установленные немцами мины принесли свои первые жертвы - подорвались и затонули торговые пароходы "Гудвуд" и "Магдапур".
В морской войне с Великобританией германские вооруженные силы массово использовали как обыкновенные плавучие мины, так и такую новинку как магнитные мины.
Как известно из физики, Земля излучает мощное магнитное поле, подобно гигантскому стержневому магниту.
А оно, в свою очередь, намагничивает металлический корпус плывущего корабля, пересекающего магнитные силовые линии.
На этом принципе и построен принцип действия немецких магнитных мин.
Чем-то, это напоминает обыкновенный компас.
Магнитные колебания, вызванные проходящим мимо кораблем, притягивают один конец калиброванной иглы. Другой конец соприкасается с металлическими контактами цепи детонатора, что и взрывает устройство.
Справка
Метод размагничивания был изобретён в СССР и занимался этой темой Игорь Васильевич Курчатов , до того, как возглавил атомный проект.
К началу войны Германия обладала большим запасом мин и способностью устанавливать мины с воздуха.
В свою очередь Британия не имела на вооружении магнитной мины воздушного базирования вплоть до сентября 1939 года.
Так что немцы вступили в войну с перевесом.
В отличие от контактных мин, которые пробивали дыры в корпусах, с которыми они сталкивались, искалеченные магнитными минами корабли демонстрировали признаки огромных напряжений корпуса.
Треснувшая стальная обшивка, лопнувшие заклепки и трещины в чугуне намекали на крупные, но далекие подводные взрывы.
Минные эксперты Королевского флота хорошо знали, какие именно мины могут быть на это способны.
Потому, что сами, в течение многих лет, работали над собственными минами магнитного и акустического воздействия.
Они не знали лишь одного - как эффективно обнаружить, обезвредить или обмануть эти мины.
Требовалось срочно применить что-то более ощутимое и действенное.
Делалось множество попыток решить возникшую проблему.
Самая первая из них была до банального простой.
Два деревянных корабля тянули между собой трос с сильными магнитами, подвешенными над морским дном.
Этот метод взорвал свою первую мину 30 ноября 1939 года.
Но возникало множество проблем.
Стержневые магниты часто сцеплялись друг с другом при транспортировке, и их было трудно разделить.
Тросы, от которых они тянулись, также нуждались в частой регулировке каждый раз, когда происходило изменение глубины морского дна.
В начале декабря появилось еще одно решение.
Немагнитный корабль с деревянным корпусом тащил на буксире баржу с сильным электромагнитом. Это производило магнитную имитацию 20 000-тонного корабля. Но все это имело малоэффективный успех.
Электромагнит действительно активизировал германскую мину.
В результате произошедшего взрыва баржа, которая их несла, затонула.
Это было бы приемлемо, если бы баржа держалась на расстоянии, но баржа дрейфовала в опасной близости от буксира.
Следующим методом стал 2900-тонный корабль оснащенный 500-тонным электромагнит, направленный от судна вперед.
Электромагнитное поле сработало уже на первой мине 4 января 1940 года. На расстоянии 50 ярдов (45,72 метра) взрыв окатил судно морской водой и причинил незначительные повреждения всему судну.
Это был уже заметный успех.
Но и корабль накапливал повреждения с каждым новым взрывом. Королевский флот, в свою очередь, был настроен решительно и ввел в строй дополнительно еще 10 подобных кораблей.
Королевские ВВС также внесли свой вклад в минно-тральную борьбу при помощи специально модифицированных для этого бомбардировщиков "Веллингтон".
Данная модель получила обозначение Wellington Mk DWI.
Для этого бомбардировщик оснащался 2,5-тонным электромагнитным кольцом, которое могло проецировать магнитное поле далеко под самолетом.
В деревянном кольце из бальзы диаметром около 15 метров размещалась алюминиевая катушка.
Справка
Бальза в переводе с испанского плот. Она является самым легким в мире деревом. Ценится за легкость и практичность. В высушенном виде бальза в два раза легче пробкового.
Также на самолете устанавливался мотор с генератором весом в тонну, которые приводили в действие кольцо. И восьмитонный "Веллингтон" должен был нести дополнительный груз, равный почти половине собственного веса.
В Королевских ВВС новый вариант назвали "Веллингтонской направленной беспроводной установкой" — это намеренно неверное название, предназначенное для сохранения в тайне истинного назначения самолета.
8 января 1940 года Королевские ВВС взорвали свою первую мину с воздуха, но должны были лететь медленно и близко к уровню моря.
Пять дней спустя "Веллингтон" уничтожил свою вторую мину—но сделал это менее чем в 35 футах над поверхностью воды.
Взрыв подбросил крепкий самолет в воздух без серьезных повреждений. Это было успешным доказательство концепции, и ВВС ввели в эксплуатацию еще три таких-же самолета.
С помощью "летающих магнитов", именно так прозвали англичане этот самолет, за короткий период было обезврежено множество магнитных мин.
А главное, удалось определить местонахождение минных полей.
В июне 1940 года оснащенные противоминной установкой "Веллингтоны" развернулось в Египте, и продолжили свою работу в Суэцком канале.
Именно там англичане столкнулись с новой проблемой.
Однажды ночью немцы при помощи магнитных мин заминировали Суэцкий канал. Едва забрезжил рассвет, как "Веллингтоны" вышли на "траление".
Некоторые из установленных там вражеских мины новейшего типа взрывались не сразу, а во второй или третий раз. Англичане их называли "щелкунчиками".
Примечание
Дело в том, что на немецкой мине был установлен прибор кратности: мина должна взрывалась не под первым же проходящим на ней кораблем, а под одним из следующих, хоть вторым, хоть десятым.
После того как часть канала была прочесана, по фарватеру пошел большой океанский корабль. "Веллингтон" продолжал тралить пространство впереди.
Корабль был уже на середине канала, когда один из "летающих магнитов", пройдя рядом на бреющем полете, взмыл, чтобы перемахнуть через мачты корабля.
В то же мгновенье раздался оглушительный взрыв. Оказалось, что самолет взорвал магнитную мину перед самым носом идущего корабля.
По счастливой случайности корабль остался невредим.
Если бы он затонул, Суэцкий канал стал бы непроходим для судов на несколько месяцев.
В итоге, наконец-то был изобретен самый безотказный и действенный метод.
Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение от неразведанных мин на союзном флоте, Королевский флот начал использовать метод “размагничивания”.
Принцип размагничивания был совершенно противоположным подходу использованному в "Веллингтон" DWI.
В то время как самолет проецировал магнитное поле “северный полюс вниз”, чтобы вызвать детонацию мины, на размагничиваемый корабль устанавливали медный кабель вдоль всего внешнего корпуса—проецируя поле “северный полюс вверх”, что и нейтрализовало магнитную сигнатуру корабля.
Адмиралтейство спешно приказало установить размагничивающие катушки на всех судах военного и торгового флота и реквизировало стратегические запасы меди в Британии, чтобы создать тяжелые калибровочные кабели, необходимые для этой работы.
Но флот не мог установить кабели достаточно быстро. Особенно это касалось множества небольшие прибрежных кораблей, которые перевозили груз из порта в порт.
Вместо того, чтобы оснащать корабли собственным размагничивающим кабелем, Королевский флот решил использовать мощный кабель, чтобы “стирать” накопленное магнитное поле с корабля.
Эта процедура оставляла корабли размагниченными на срок до шести месяцев.
За пять месяцев эти два метода размагничивания привели к успешному размагничиванию 1000 кораблей при помощи второго варианта и еще 2000 кораблей, при помощи установленных на них собственных кабелей.
Это давало британскому судоходству возможность пересекать заминированные морские пути в относительной безопасности.
Интересный факт
Со временем немцы создали свои собственные электромагнитные самолеты для минной разведки. После 1940 года Люфтваффе оснастили юнкерсы JU-52 и Blohm & Voss BV-138 аналогичными кольцами с Wellington DWI.
И еще один интересный факт
Из-за недостатка крупных авиабомб Люфтваффе иногда сбрасывали магнитные морские мины на наземные цели. В частности при авианалетах на Лондон.
Вывод из всего этого можно сделать следующий
На всякое действие всегда найдется свое противодействие. Это лишь вопрос времени!
Следует отметить, что с немецкими магнитными минами отважно боролись и наши советские воины.
Этому подвигу посвящены два прекрасных отечественных фильма:
"Аллегро с огнём" — снятый в 1979 году режиссёром Владимиром Стрелковым.
И "Голубые дороги" — снятый в 1947 году режиссёром Владимиром Брауном.
Советую Вам их посмотреть или пересмотреть, если уже ранее видели.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
Желаю Вам здоровья , добра и оптимизма!
Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.