Найти тему
Критик с дивана

Пищеблок. 1ый сезон. Пионеры Дракулы.

Жанр: фантастика, триллер.
Похожесть: серия фильмов "Сумерки", комиксы "Нэнси Дрю"
Дата выхода: 2021.
Количество серий: 8.
Средняя продолжительность серии: 45 минут.
Режиссёр: Святослав Подгаевский .
В ролях: Пётр Натаров, Фёдор Федосеев, Даниил Вершинин Ангелина Стречина, Ирина Пегова, Сергей Шакуров и др.

В 2019 году вышел роман "Пищеблок" за авторством Алексея Иванова. Учитывая, что его перу принадлежат такие книги как "Географ глобус пропил" и "Тобол" не удивительно, что права на экранизацию "Пищеблока" были куплены ещё до издания самого романа. За проект взялась компания "SREDA", ответственная за крепкий "Метод" и весьма спорный "Троцкий". Так что же получилось в этот раз? Давайте разберёмся.

Сразу отмечу, что времена пионерлагерей я не застал - родился незадолго до распада СССР, посему на тему правдоподобности жизни в данном учреждении говорить не буду.

Начинается всё с детской страшилки про оживающие скульптуры: а чем ещё заняться пионерам в дороге, кроме как травить байки и знакомиться друг с другом? Первая серия такой и получается - ознакомительной. Герои узнают друг друга, зритель - героев. Сразу же отрицательные персонажи (почти все) начинают делать бяки, а положительные - добрые дела. Иными словами, нам сразу показывают расстановку сил, а также за кого надо будет переживать и кому симпатизировать.

Все вспомнили сцену в концовке первого "Хищника"?
Все вспомнили сцену в концовке первого "Хищника"?

Но нельзя сказать, что герои - сплошь скучные. Действующие лица с двойным дном в сериале есть и, если внимательно смотреть и улавливать каждую реплику, этих героев можно заметить. Жаль, что авторы не удосужились развить эту тему, ограничившись буквально парой фраз.

Герои, увы, по ходу сериала не развиваются. Нет никакого переосмысления/изменения себя, за исключением, пожалуй, Валеры. Но опять же это если очень внимательно смотреть. По сути что в первой, что в последней серии - ничего и не изменилось. И это не радует.

И ладно бы ещё актёры были плохими. Ан нет. Давно зарекомендовавшие себя Пегова, Шакуров, Трибунцев плюс молодая гвардия в лице талантливых Натарова и Вершинина не показывают и половины своих умений. Но не потому что не хотят, а потому что в сценарии этого нет.

Сюжет вообще получился слабоватым. Вампиры в пионерском лагере - это, безусловно, свежо, но притянуто за уши. Доходит до абсурда: зрителю объясняют, что вампир может укусить только с разрешения жертвы, однако ночью кусают чуть ли не десятки спящих людей. Или, к примеру, герои узнают, что галстук - некая защита вампиров от дневного света. Но обнаруженную уязвимость они никак не используют. Да и вампирами их здесь не называют: вместо них - стратилаты и пиявцы. Казалось бы, броские колоритные названия, а почему бы не развить сию идею и не сделать какой-нибудь хоррор или, на худой конец, наш ответ "Очень странным делам"? Нет! Кровопийцы здесь - всего лишь аллегория на советскую власть, которая буквально создана на крови и кровью же поддерживается. И снова об этом говорится всего лишь пару раз, причём намёками.

Иногда и вовсе кажется, что в "Пищеблоке" никакие кровососы и не нужны. Можно было обойтись без мистики, рассказав историю о людях, их роли и месте в далеко не идеальной государственной системе. Создаётся ощущение, что автор романа так и хотел, но потом вспоминал, что обещал вампиров и... вставлял последних в сюжет.

Когда комары всю ночь не дают спать
Когда комары всю ночь не дают спать

Главная интрига - кто стоит за всем этим злом? Но за несколько серий до финала сам обо всём догадываешься, хотя сценаристы весь сезон пытались спутать карты. Не вышло.

Определение жанра также вызывает вопросы. Да, это скорее подростковая фантастика а-ля "Сумерки", но никак не триллер и тем более не хоррор. Это, если быть точнее, Нэнси Дрю в пионерлагере.

Атмосферу "Пищеблока" вытягивает колорит советской эпохи, да и всё. А вель был в сериале один шикарный момент: когда Валера, ложась спать, увидел наспех сделанную надпись "страшно спать". Побольше бы таких моментов, плюс саспенс и сериал получился бы шикарным.

Хочется отметить правильный темп повествования. Сериал смотрится бодро, без провисаний. Несмотря на приличное количество диалогов, болтовня не утомляет. Экшна практически нет, посему и оценивать нечего.

Зато есть что сказать о визуальном ряде. Поначалу он неплох, но пауки и стратилат в режиме берсерка напоминают нам игры пятилетней давности. А ещё вызывает вопросы огромное количество обнажёнки. Я, конечно, понимаю, что в СССР секс был, но к чему зрителю то и дело демонстрируют голое женское тело - остаётся только гадать.

С музыкальным наполнением тоже не всё здорово. Вместо битлов мы слышим Дэвида Боуи (создатели честно признались, что на песни ливерпульской четвёрки попросту не хватило денег), а "Куда уходит детство" соседствует с "Всё идёт по плану" в исполнении Пушного. Конечно, понятен выбор композиции про серп и молот, но записана последняя была в 1988.  Замысел очевиден, но выполнен уж очень топорно.

Твоё лицо, когда кутили с друзьями все выходные
Твоё лицо, когда кутили с друзьями все выходные

***

Концовка отражает в себе, пожалуй, идеальное определение сериала - недосказанность. Если книга завершается с некоторым намёком на будущее (при этом Иванов сказал, что продолжение писать не будет), то сериал просто заканчивается, оставив у зрителя чувство неудовлетворения.

Недосказанность у "Пищеблока" везде: сюжетные линии, персонажи, аллегории и скрытые подтексты... Создаётся впечатление, что авторы сериала вдруг испугались превратить его не в детскую фантастику, а в нечто большее.

P.S. В "Пищеблоке" после каждой серии был анонс событий, которые будут в следующей. Такой приём совершенно ни к чему. Во-первых, спойлеры - это плохо, во-вторых, для так себе сюжета (а он именно такой) это и вовсе выглядит нелепо.