Все, что Вам нужно знать про "Ёжика в тумане"

Мультфильм 1975 года «Ежик в тумане» покорил не только советского, но и мирового зрителя, а также обрел культовый статус, который крепнет с каждым годом. В 2003 году на Международном анимационном фестивале в Японии «Ежика в тумане» признали лучшим мультфильмом в истории анимации. А великий японский мастер Хаяо Миядзаки много раз признавался в любви к творению Норштейна. В основу мультфильма легла одноименная повесть Сергея Козлова, который лично адаптировал ее для мультфильма.

Так в чем же уникальность «Ежика в тумане» и почему мы постоянно возвращаемся к этой маленькой, но мудрой сказке?☝

Сюжет десятиминутного мультфильма довольно прост.

Ежик, взяв варенье отправляется к своему другу Медвежонку считать звезды. По пути он попадает в туман, в котором встречает Филина, Белую Лошадь и еще нескольких зверей. В тумане он теряет узелок с вареньем, но внезапно появившийся Пес приносит его Ежику обратно. Там же Ежик находит большое дерево, пройдя под которым он слышит голос ищущего его Медвежонка. Двигаясь на голос Медвежонка Ежик попадает в реку и его несет течением пока Некто из реки не помогает ему выбраться на берег, а там Ежик уже доходит до Медвежонка. Но даже добравшись до друга Ежик все думает о том, как там поживает прекрасная Белая Лошадь?

Первый вопрос который возникает сразу после просмотра мультфильма?

Что вообще происходит?

Глядя на путешествие Ежика вспоминается Данте и его путешествие сквозь Ад и Чистилище в Рай. А именно оба заблудились в сумрачном лесу, в котором встретили несколько животных. У Ежика это были Филин, Улитка, Пес и Белая Лошадь. У Данте Лев, Волчица и Пантера – олицетворение человеческих страстей. Проводим аналогию дальше. Медвежонка можно соотнести с Вергилием. Оба путешествия есть странствия Души от Тьмы к Свету.

Путь Ежика метафорично начинается с колодца – символа спуска в подземное царство и заканчивается около лампы – символа Света.

"Божественная комедия" тот же сюжет. Этих двух героев также объединяет любопытство и сильное желание воссоединиться с близким человеком. Но даже если не брать в расчет аналогию с итальянским поэтом очевидно, что Ежик прошел сквозь подземное царство в котором встретил множество классических символов потустороннего мира. Сам Туман по сути второй главный герой мультфильма. В мифологии туман связан с моментом перехода и инициации, когда человек теряет одно устойчивое положение и через переходный этап обретает новый статус. Согласно теории румынского философа Мирча Элиаде любой обряд инициации состоит из трех компонентов – отделение, переход, включение.

Мы видим как Ежик входит в лес, отделяясь тем самым от своей предыдущей жизни. Весь его путь сквозь туман – пространственный переход, который завершается у Медвежонка дома, где происходит включение Ежика в новый статус.

Что же обретает Ежик в своем пути инициации?

Конечно же Самого Себя!

Путь нашего героя – это обретение индивидуальности, метафорический путь самопознания. Путь познания и очищения собственной души прошел и Данте.

Вернемся к мультфильму. Началось все с собственного отражения в луже. Это отсылает нас к двум вещам – мифу о Нарциссе и теории Жака Лакана французского философа и психоаналитика.

Нарцисс был прекрасным юношей в которого влюбилась нимфа Эхо, но он отверг ее и Эхо не могла этого пережить, поэтому постепенно увядала, пока от нее не остался лишь голос, повторяющий то, что говорят другие. За это Нарцисса наказала по одной из версий богиня Немезида. Он влюбился в свое отражение в воде и не смог сойти с места, превратившись в прекрасный цветок. Мультфильм Норштейна начинается с двух образов напрямую отсылающих нас к тому мифу. Мы видим как Ежик смотрится в свое отражение и аукает в колодец, вызывая эхо. Эти образы нужны, чтобы показать, что в лесу Ежику предстоит столкнуться с собственным подобием и через него обрести себя. Ситуацию в которой человек понимает себя через другого наиболее ярко описал Жак Лакан в 20-м веке. По теории французского психоаналитика именно в момент обнаружения и узнавания собственного отражения мы формируем понимание самих себя. Это происходит у детей в период с 6 до 18 месяцев и называется «Стадия Зеркала». Неслучайно «Стадия Зеркала» Лакана напрямую связана с мифом о Нарциссе. Ведь он впервые познал собственную красоту только в момент, когда увидел свое отражение. В мультфильме мы видим схожую картину. Ведь «Ежик в тумане» начинается с того, как главный герой узнает себя в отражении и далее пытается найти выход из тумана, который является символом запутавшегося в себе человека. Только пройдя через туман и встретившись с его обитателями Ежик по настоящему обретает самого себя. Неслучайно в конце звучит фраза: «Все таки хорошо, что мы снова вместе»! Ежик метафорично находит гармонию с собой.

Мультфильм «Ежик в тумане» поднимает вечные темы – проблема жизни и смерти, поиск себя и истины.

Второй главный действующий герой мультфильма – это темный двойник Филин, который следует по пятам за Ежиком, но ничего не может ему сделать. Сам Ежик Филина не боится и даже напрямую называет его психом. Возможно Ежик догадывается, что Филин есть часть его личности, с помощью которой он познает себя. Сам Норштейн подтверждает идею о злом двойнике, преследующем Ежика. Филин тот же Ежик только наоборот. С Филином у Ежика явно какая то странная связь. Первую половину мультфильма Филин старательно повторяет все его действия. Смотрит в лужу и кричит в колодец. Но если Ежик совершает это по ходу дела, то для Филина это явно новый опыт, причем Филин в отличие от Ежика не отражается в луже и его очень сильно увлекает собственное эхо в колодце.

В мифологии Филин одновременно олицетворяет мудрость и знание, мрак и смерть. В Древнем Египте его считали птицей смерти, в мифологии Древней Греции – мудростью. Филин стремится запутать Ежика, но Ежик не поддается на его уловки и показывает ему отсутствие страха.

Путь из тумана к Медвежонку начинается тогда, когда Ежик находит дерево, напрямую отсылающее нас к архетипу Мирового Древа из мифологии. Именно оно соединяет несколько уровней реальности Ежика в тумане. Именно пройдя под ним Ежик начинает слышать голос друга. Мировое Древо часто обозначало ось мира и в мультфильме могучее дерево соединяет мир Сна и Яви, мир Тумана и Реальности. После Мирового Древа Ежик попадает в другой классический архетип, в реку Подземного Царства. Река по которой плывет Ежик может быть как и рекой мертвых – Стикс, так и рекой забвения – Летой. Но и Стикс, и Лета обозначают переход и завершают обряд инициации Ежика. Это финальный Рубеж, который Ежик встречает уже смирившись с участью погибнуть в этом Тумане. В итоге Ежик находит Медвежонка, но опыт который он пережил в тумане не оставляет его и несмотря на уютную болтовню Медвежонка Ежик думает про себя: «Все таки хорошо, что мы снова вместе».

Пройдя сквозь туман и наконец обретя себя Ежик возвращается в свое маленькое общество, но мы видим, что он стал другим.

Последние мысли Ежика, которые мы слышим в мультфильме посвящены Белой Лошади. Лошадь – ключевой образ мультфильма. Вначале Ежика интересует вопрос потонет ли Лошадь в тумане? Потом вспоминая о ней Ежик говорит: «Как она там, в тумане»?

Для главного героя Ежика = Лошадь – это образ чистой, божественной красоты, которой нет места в настоящем мире, где есть Медвежонок. Лошадь навсегда останется частью Тумана, никогда его не покинув, как бы этого не хотелось самому Ежику. Именно Лошадь позволяет понять аллегорию двух видов познания – рационального и чувственного, которое разворачивается на протяжении всего путешествия Ежика. Рациональное познание – это подсчет звезд, тогда как чувственное – в тумане.

Таким образом в мультфильме поднимаются вечные вопросы, волнующие европейскую культуру с момента ее появления. Что будет после смерти? Как понять самого себя? Что такое Истина?

👁Глазами Женщины💥Синтезированный жанр о моих путешествиях, поэзии, генеалогии и немного кулинарии.
165 подписчиков