Эрготерапия в реабилитации инвалидов. Что это?

«Эрготерапия – наука о жизни пациента». Терез Джексон (1998)

Что такое эрготерапия?

– Специальность, улучшающая качество жизни людейлюбого возраста, помогая им справиться с ежедневной жизнью.

– Она заботится о расширении возможностей людей при самоуходе, работе или досуге.

– Высшая медицинская специальность (occupational therapy).

https://static-cdn-4.practican.com/thumbor/TuOOYVKR5Oxqpo7MlT7zhHQfTvQ=/1200x800/uploads/file/df805239a17c4c49d0851f3a0c6fc3225b76f6bbbe5b8bc7cb1f12bc9965f78c/img_58adbe0db471b6.18299552.jpg
https://static-cdn-4.practican.com/thumbor/TuOOYVKR5Oxqpo7MlT7zhHQfTvQ=/1200x800/uploads/file/df805239a17c4c49d0851f3a0c6fc3225b76f6bbbe5b8bc7cb1f12bc9965f78c/img_58adbe0db471b6.18299552.jpg

Эрготерапия – наука о соответствии человека и окружающей среды – физической, социальной, психологической. Она основана на научном факте, что деятельность человека, имеющая для него смысл, помогает улучшить его возможности.

Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), несмотря на наличиенарушений илиограничений.

Главным средством является активность человека.

«Три кита» эрготерапии:

1. Человек

2. Деятельность

– Самообслуживание

– Досуг (занятия, помогающие оздоровлению, снятию стресса, расслаблению, дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения)

– Продуктивная деятельность (такая активность, которая не только приносит человеку материальные блага, обеспечивая его экономическую независимость, но и сохраняет/повышает его социальный статус, доставляет моральное удовлетворение)

3. Окружающая обстановка

Эрготерапевт

Эрготерапевт – это специалист, который помогает людям достичь их максимального уровня функционирования и независимости во всех аспектах жизни, несмотря на имеющиеся ограничения.

Существуют различные ситуации (инсульт, травма и т.д.), когда взрослый человек, у которого есть семья, работа, увлечения, в один миг в той или иной мере теряет возможность жить полноценной жизнью: ухаживать за собой, делать те вещи, которые доставляют ему радость, выполнять различные социальные роли (роль родителя, супруга и т.д.), зарабатывать деньги и т.д.

Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания. Задача эрготерапевта – не допустить ограничения жизнедеятельности человека и сделать его как можно более активным.

Вмешательство эрготерапевта:

– Оценка деятельности человека (какие виды деятельности нарушены: например, человек не может осуществлять самоуход)

– Восстановить функцию (если это возможно. Например, после перелома руки)

– Компенсировать функцию (если восстановить невозможно. Например, ампутированная рука уже никогда не сможет держать ложку. Чтобы компенсировать это ограничение, будут подбираться специальные технические средства, либо человек будет обучаться выполнять все действия одной рукой)

– Подбор специального оборудования

– Обучение

Эрготерапевт помогает людям всех возрастов, у кого имеются физические, умственные или эмоциональные нарушения, отставание в развитии либо возрастные изменения.

Задачами эрготерапевта на раннем этапе реабилитации являются:

– Обучение человека элементарным навыкам самообслуживания (одевание, раздевание, еда, умывание и др. гигиенические навыки)

– Развитие мелкой моторики

– Обучение навыкам повседневной активности (повседневная активность включает в себя: личную гигиену, одевание, прием пищи, прием медикаментов, функциональное общение, мобильность, удовлетворение сексуальных потребностей, работа или профессиональная деятельность, домашние обязанности, забота о других людях, получение образования)

Важно, чтобы человекмог взять и отпустить предмет, опустить его в емкости разного размера, использовать билатеральные (участие обеих рук) навыки и т.д.

Для человека очень важна адаптация окружающей среды, в первую очередь квартиры. Необходимо сделать среду доступной, начиная от домашней посуды (ложки, чашки), заканчивая расположением специальных приспособлений (поручни в ванной и туалете и т.д.), игрового пространства и т.д.

Немаловажно и обучение общению. Это обучение проводится в зависимости от патологии, характера и степени ограничения жизнедеятельности. Сюда входит обучение инвалида пользованию техническими средствами коммуникации и информации (оптические средства, телефоны и т.д.).

Также эрготерапевт обучает людей с инвалидностью социальной независимости (обучение пользованию деньгами, программы обучения мерам безопасности, знание дорожных знаков). В этом направлении широко используется игровая деятельность.

В рамках эрготерапии, как одно из ее направлений, развивается наука эргономика, задачей которой является обустройство рабочего места инвалида с учетом его патологии. (эргономика – отрасль науки, изучающая человека или группу людей и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда).

Знали ли вы, что такое эрготерапия, и кто такие эрготерапевты?