Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект или EQ - это умение определять свои эмоции и управлять ими, понимать желания и мотивацию окружающих, а также определять настроение и интонации в общении с людьми, способность принимать их чувства.
Если раньше считалось, что благодаря IQ человек устраивается на работу, то сегодня можно сказать, что благодаря EQ он строит свою карьеру.
Высокий коэффициент интеллекта (IQ) помогает поступить в ВУЗ или заполучить долгожданное рабочее место, но именно уровень эмоционального интеллекта (EQ) влияет на то, как быстро человек построит отношения в новом коллективе, насколько он устойчив к стрессу и готов приспособиться к различным изменениям в работе.
Рекомендуем также к прочтению статью "Собеседование: 7 вопросов HR для определения эмоционального интеллекта соискателя".
Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, работнику необходимо уметь общаться с начальством и подчинёнными, справляться с конфликтами и сложными ситуациями, брать ответственность за свою часть работы в команде. Здесь как раз и пригодится EQ.
Как использовать EQ на работе
Коммуникативные навыки
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач
- вести переговоры с подчинёнными, руководством, поставщиками, инвесторами, партнёрами
- инициировать и поддерживать обсуждение возникших вопросов вместе с командой
Коммуникативные навыки помогают руководителю эффективно управлять коллективом, успешно вести переговоры и заводить нужные деловые связи, а рядовому сотруднику быстрее решать рабочие задачи, пользуясь помощью и поддержкой коллег в коллективе.
Мотивация
- умение ставить цели и стремиться к их достижению
- желание преодолевать трудности на этом пути
- готовность справляться с неудачами и искать другие способы решения задач
- заинтересованность в достижении результата
EQ тесно связан с мотивацией - человек с высоким эмоциональным интеллектом адекватно реагирует на небольшие или кардинальные изменения в работе, легко обучаем и с пониманием относится к временным трудностям, умеет анализировать свои и чужие ошибки, имеет влияние на настроение группы, подавая пример позитивного взгляда на будущее.
Решение конфликтных ситуаций
- готовность решать конфликты
- умение предусматривать и предотвращать их развитие, разрешать последствия конфликтов
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, приносящие пользу
- анализировать прошлые конфликты, делать надлежащие выводы и применять этот опыт в будущем
Человек с развитым эмоциональным интеллектом помнит про слабые места людей и их травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, а старается помирить людей, выступая миротворцем. Он поможет начать открытый разговор между конфликтующими, выступит в роли посредника, предложит выработать план дальнейших действий.
Эмпатия
- навык понимать и принимать эмоции и чувства членов команды
- учитывать взгляды и мнения коллег при принятии каких-то решений
- предусматривать и смягчать реакцию сотрудников в конфликтных или стрессовых ситуациях
Эмпатия - это настроенность на других людей в любом их состоянии, настроении, понимание их языка и считывание невербальных знаков. Эмоциональный интеллект влияет на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Пример: менеджер, который слышит подчиненных и даёт им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что видит запросы сотрудников и помогает им реализовать свой потенциал.
С эмпатией связан и вопрос справедливости - умение использовать сильные качества человека для общего блага, решения конфликтных или спорных ситуаций.
Социальные навыки
- видеть себя частью команды
- взаимодействие с коллегами и руководителем
- инициатива в ответственности за общий результат и других работников (например, новичков)
- качественное исполнение своей работы, помощь коллегам при необходимости
- личная ответственность за работу (или проект) в случае неудачи
Эмоциональный интеллект помогает понимать и объединять сотрудников в коллективе, учитывая их чувства, а также обмениваться опытом и обучать друг друга.
Коллективы, где есть люди с EQ - это "плодородная почва", где легко вырасти и получить дополнительные важные навыки, а заодно укрепить свою самооценку.
Субботина Самира для Belmeta.com
Подписывайтесь на наш канал и будьте в курсе новостей на рынке труда - Belmeta. Работа в Беларуси
#работа #эмоциональный интеллект #EQ #коллектив #работа в коллективе