Самый обычный дом советской постройки с высокими потолками и лепниной – все в лучших традициях сталинских времен. Сегодня на его крыше стоит телевышка, у подъездов – недешевые автомобили, а на первом этаже расположилось уютное кафе в французском стиле.
Наверняка в этом доме проживало много людей, у каждого из которых была своя неповторимая жизненная история. Но интереснее всего история одного жильца — того, который будет стрелять в президента США Кеннеди. Как вообще Ли Харви Освальд, будучи гражданином США, попал в советский Минск и почему решился стрелять в президента своей страны? Давайте разбираться.
Представьте, конец пятидесятых годов. После окончания Второй Мировой прошло уже больше десяти лет, и в мире вовсю идет Холодная война. Ли Харви Освальду на тот момент семнадцать лет, и он поступает служить в морскую пехоту. В армии он проводит всего три года и за это время успевает выучить русский язык.
А еще за время службы юного Освальда несколько раз отдают под военный трибунал за разные серьезные провинности. То он себе из пистолета в руку выстрелит, то подерется со страшим по званию, то во время караула начнет палить из винтовки по окрестным кустам. Образцово-показательным солдатом американской армии назвать его точно было нельзя, но не только из-за постоянных "косяков" по службе, а еще и потому что Освальд начинает увлекаться коммунизмом.
На дворе 1959 год, напряжение в отношениях между СССР и США уже витает в воздухе, а Освальд решает отправиться в Советский Союз. Видимо, сильно понравились ему коммунистические идеи.
Напрямую уехать из США в СССР нельзя, да и советской визы у Освальда не было. Тогда он переплывает через океан на теплоходе, потом едет в Великобританию, откуда улетает в Финляндию, чтобы получить советскую визу. Все эти хаотичные перемещения по карте мира сегодня выглядят вполне нормально: ну, что тут необычного, человек ищет, где бы привиться Пфайзером. Но для конца пятидесятых такие путешествия были весьма странным занятием...
Как только Освальд добирается до страны Советов, он делает громкое заявление: "Хочу отказаться от американского гражданства в пользу советского!" Разумеется, столь радикальное заявление беглого морпеха сразу же разлетелось как по американским, так и по советским СМИ.
Освальд надеялся, что ему дадут возможность учиться в МГУ, но СССР предложил другую альтернативу — место токаря на минском радиозаводе. Неплохая замена, правда?
Делать нечего, двадцатилетний Освальд отправляется на работу в Минск, где для жертвы капиталистического режима советским руководством были созданы конфетно-пряничные условия.
Работая токарем, Освальд получал 700 рублей в месяц. Если кто помнит советские зарплаты, то такие деньги даже профессоры получали далеко не всегда, а здесь простой токарь.
Чтобы не ударить в грязь лицом перед беглецом из Штатов, платили Освальду в пять раз больше, чем любому другому рабочему на заводе. А чтобы точно убедить его остаться жить в СССР, дали ему однокомнатную квартиру в центре Минска — в том самом доме, что на фото.
Без присмотра такого нестандартного человека оставить не могли: вдруг чего натворит? Поэтому за Освальдом велся круглосуточный надзор. В соседней квартире круглые сутки работал аппарат, записывавший на магнитную ленту все происходящее у американца. На работе его курировал некто Шушкевич, всячески помогая влиться в советское общество. Не однофамилец, а тот самый Шушкевич, который через тридцать лет подпишет Беловежские соглашения.
Но несмотря на все старания советского руководства, Освальду скоро станет скучно в СССР. В своем дневнике он напишет, что отличную советскую зарплату в сером Минске даже потратить негде, а особо будет сетовать на отсутствие боулингов и баров. И тут он вспомнит, что у него все еще есть американское гражданство...
Освальд обращается к США, чтобы ему простили все прегрешения и разрешили вернуться домой. На дворе 1962 год, в разгаре Карибский кризис. В Штатах смекают, что такое возвращение "блудного сына" можно будет выставить в выигрышном для них свете, мол, Советский Союз не оправдал надежд американца, и тот вернулся на Родину.
Освальду разрешают вернуться и захватить с собой девятнадцатилетнюю советскую гражданку, успевшую стать за время пребывания в Минске его законной супругой. Ну, а что было дальше, мы уже все знаем. В 1963 году Освальд решается на убийство президента Кеннеди. Повлияли ли годы, проведенные в однокомнатной квартире в центре Минска на его решение, или нет – остается загадкой.
Как думаете, как связано решение Освальда и его жизнь в Минске?