Найти тему

Если бы не старший сын, то я бы не сразу заметила отставание в развитии у младшего.

Братья)))
Братья)))

Разница в возрасте у моих мальчишек 9 лет.

Возможно то, что Денис является младшим, позволило мне вовремя заметить, что с его развитием что-то не так.

Напомню: вы на канале мамы из глубинки. У меня пока двое детей: старший здоров, ему 11 лет, у младшего ЗПРР, ему 2,4. Сейчас я жду третьего ребёнка.

Разница в их развитии просто колоссальная! Макс, мой старший, начал говорить очень рано, в год он имел словарный запас из нескольких слов. В 10 месяцев он вовсю ходил, в годик начал бегать. В год и 11 он пошёл в садик. К тому времени у него был освоен горшок, хоть и не без промахов, он прекрасно ел самостоятельно и начинал осваивать навыки одевания.

Но самое главное, что было у Макса с самого начала, ещё до года - подражание. Он повторял и впитывал, как губка, всё, что видел вокруг.

Вчера в этой статье я рассказывала, что участковый педиатр, на мой взгляд, недостаточно уделяет внимание развитию ребенка. Именно психического развития, появление навыков. На мой взгляд, врач должен первым обратить внимание родителей на задержку развития малыша.

Сейчас часто звучит, что каждый ребенок развивается в своём темпе. Это усыпляет бдительность родителей и они могут не заметить, когда уже пора бить тревогу. Небольшие отклонения от нормы допускаются, конечно, но есть признаки, когда точно что-то не так и нужно бежать на консультацию к неврологу. Это я заметила именно из-за разницы в развитии старшего и младшего детей.

1. Отсутствие подражания.

Дети - это своеобразные маленькие попугайчики. Как только ребенок научился ползать, он старается повторить за взрослым то, чем тот занимается. Начиная с попыток есть ложкой, и заканчивая "уборкой".

Например, мой старший даже однажды пытался "подстричь себе ногти". Бабушка прозевала и оставила в его доступе ножницы, он взял их и начал подстригать себе на ногах ногти. Как я тогда чуть не убила бабушку, рассказывать не буду)) Благо, всё обошлось и сын только незначительно поранил пальчик. Максу тогда было всего лишь год и четыре месяца.

Ребенок учится у взрослого, повторяя за ним: мимика, жесты, движения рта, действия. Без этого не будет нормального развития.

2. Отсутствие интереса к миру.

Дети - это не только попугайчики, но ещё и электровеники)))

Нормально развивающемуся ребёнку интересно всё: что находится в закрытом шкафу, в который так часто заглядывает мама, животные, люди, звуки, предметы. Ребёнок должен изучать мир.

Макс пытался отковырнуть пальчиком скотч, которым были заклеены шкафы, выворачивал всё, что попадалось под его маленькие ручки, лазил везде и трогал всё подряд. От интереса появляется указательный жест.

"Вон там, смотри, что это?" Наряду с подражанием, интерес - это основа развития.

3. Отсутствие контакта.

Ребенок должен тянуться к значимому для него взрослому. Он вовлекает маму или папу, а затем и других детей к себе в игру, любит общение и общество.

С контактом, кстати, у Дениса, моего младшего, сейчас всё хорошо.

4. Отсутствие понимания обращённой речи.

Следует за подражанием, интересом и контактом. Потому что понятно, что для новорожденного, например, то, что вы ему говорите - сродни китайскому языку. А вот наблюдая и повторяя за взрослым, нормально развивающийся ребенок запоминает, о чём говорит мама, как говорит мама, что она от него хочет и желает выполнить мамину просьбу.

Простейшее "дай мячик" - это огромная работа мозга. Ребенок запомнил, что вон та круглая штука, которая так смешно скачет, когда её подбросишь - это мячик. Мама делает определённый жест - это дай. Малыш запоминает эти слова, хочет выполнить просьбу, чтобы порадовать маму - и делает. Реагирует на похвалу.

5. Отсутствие речи.

Я специально поставила речь в самом конце, потому что без предыдущих четырёх условий её и не будет. Зачем ребёнку говорить, если ему это не интересно и нет никакой мотивации?

Я не утверждаю, что в полтора года ребенок должен декламировать Пушкина, но и совсем молчать - это не норма. И если речи в год может вполне и не быть, то к двум годам должны быть хотя бы осознанные звукоподражания, слоги и простейшие слова.

Речь у Макса пошла рано, в год он говорил несколько слов. К двум годам он строил простейшие предложения: "Мама, дай пить", " Пойдём гулять", "Смотри, там кися". Каверкал слова по-темному, конечно. У нас было и "Казям" - любой грузовик, и "Пась" - спасибо, и очень долго было "Иминез" - майонез, "Обольдай" - ободрал, "Маязь" - намажь. Но речь была, и была достаточно богатой и развёрнутой. Даже матом ругался))

И самое главное: речь должна быть "в тему", нести смысл и быть инструментом коммуникации! Пусть она будет бедной и односложной, но она должна быть осмысленной! То есть, если сегодня ребенок глядя на маму сказал "ма", завтра "на", а послезавтра вообще ничего не сказал - это не речь. И даже не её начало.

Когда рос Макс, я об этом не думала. Просто шло развитие в своём темпе, просто ребенок учился и познавал мир, а я воспринимала это как должное. От Дениса я тоже ждала этого, но я видела, что мы топчемся на месте. Сравнивала и задумывалась. Если бы не старший, я, скорее всего, ждала бы дольше - ну бегает ребенок, играется, смеется, обнимается, капризничает. Ну и что, что не говорит, вон, у условной Машки сын в три заговорил, и ничё, отличник в школе!)) Но я заметила не только отсутствие речи, но и её предпосылок.

А по идее, на это должен бы обратить внимание родителей специалист, который в этом компетентен. Родители не всегда могут понять и принять, что что-то не так.