2x2, который мы потеряли. Часть вторая, торжественная

1,4K прочитали

В которой 2х2 развивается и выходит на первое место по рейтингам.

Первая часть статьи находится тут

Уже с самого начала своего вещания 2х2 (до ноября 1989 просто - Коммерческий канал) привлек внимание обычного телезрителя. Те, кто взрослые, удивлялись количеству рекламы в эфире, которая тогда ещё была в диковинку, а зритель помладше вовсю в неё залипал, дожидаясь, когда же, наконец, запустят мультик (это чуть более юные зрители) или блок с музыкальными клипами (это для тех, кто постарше).

Популярность канала росла как на дрожжах и к 1995 году 2х2 был чуть ли не самым популярным каналом в стране. Как так получилось - в сегодняшнем материале.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Голь на выдумки хитра

Как я уже говорил в предыдущем материале, создателям первого в СССР хозрасчетного телеканала выдали, по большому счету, лишь две студии с оборудованием, кабинет и штатное расписание на 6 человек, один из которых был директором. Деньги к этому счастью если и прилагались, то лишь на свет, тепло и зарплаты себе любимым, и, разумеется, ни о каком производстве (а тем более ни о какой покупке) программ речи не шло. Одной же только рекламой телезрителя даже в те времена было не привлечь, всё-таки советский человек был куда более думающим, чем принято сейчас считать, и по сорок минут смотреть рекламу просто так не стал бы.

Поэтому директору канала, Сергею Александровичу Алексееву, пришлось перетряхнуть все имеющиеся связи, чтобы получить какой-нибудь контент для раскрутки телеканала. К счастью, в ведении Гостелерадио СССР было много производящих подразделений и новому телеканалу, находящемуся в государственной собственности, было достаточно легко получить часть их продукции. Из ТО "Экран" удалось вытрясти мультфильмы, из личных коллекций разных телеработников - клипы лучших отечественных (сейчас смотрятся смешно, если интересно - канал Ностальгия вам в помощь) и зарубежных исполнителей тех времен. Ну и главный томатный рекламный партнер 2х2 (Video International) подкинул на бедность кое-какие клипы.

Логотип канала в 1990-1992 году
Логотип канала в 1990-1992 году

Имеющегося контента хватило на создание уникальной на тот момент системы вещания - шестикратного повторения в течение дня одного и того же блока передач, который состоял, как правило, из длинного (до 40 минут) блока рекламы, мультфильма, клипов, чуть позже, когда у канала появились деньги, и сериалов. Всё это делало 2х2 идеальным фоновым каналом, который можно включить в любой момент, да так и не выключать, пока не надоест бесконечная реклама. По большому счету, и вылавливать какую-то нужную передачу не было никакого смысла - её и так покажут ещё не раз.

Что канал показывал?

Хоть канал и пытался позиционировать себя как семейный - мол рекламу будут смотреть старшие, мультфильмы - младшие, а клипы - те, кто посередине, его популярность была выше как раз у школьников и студентов. 2х2 на тот момент был единственным телеканалом, большую часть эфирного времени занимали музыкальные клипы (причем в основном - зарубежные), Муз-ТВ тогда ещё и в проекте не было, а MTV лишь как-то пробивался в Россию, периодически попадаясь на антенну жителям западных областей нашей страны.

MTV, кстати, сыграет в судьбе нашего героя весьма интересную роль, правда начнется это уже в 1993 году, а в 1990 2х2 начал сотрудничество с британским Super Channel, начав показ программ этого канала, вроде Blue Night, где зарубежные звезды болтали о своем творчестве, или тамошнего хит-парада, куда попадали вообще самые новинки зарубежной музыки. Всё это могло попадать в эфир даже и без перевода (а зачем? пипл хавает).

Британское влияние на 2х2 тогда было поразительным - канал даже транслировал новости BBC, причем один из выпусков тоже был без перевода, а остальные выходили в одноголосом бубляже Петра Карцева, уже знакомого нам по истории канала ТВ-6. Были новости и производства самого 2х2, которые появились в 1993 году и выходили каждый час в режиме пятиминутки.

По мере появления в распоряжении канала денег, 2х2 закупал и куда более крутые вещи, вроде сериала "Капитан Пауэрс и солдаты будущего" или аниме Macron 1. Последнее было настолько популярно, что автор этих строк, будучи не то, что школотой, а ещё дошколотой, на детсадовских металлических лесенках разыгрывал с друзьями сцены оттуда.

Концентрацией крутости был "Гром в раю", который любили за харизму Халка Хогана и Кэрол Альт
Концентрацией крутости был "Гром в раю", который любили за харизму Халка Хогана и Кэрол Альт

Впрочем, в погоне за деньгами руководство канала допускало и ляпы - за миллион долларов в эфир была допущена получасовая программа печально известной секты Аум Синрикё.

Впрочем, на популярность канала это повлияло слабо, и к 1995 году канал имел рейтинги, которым другие метровые каналы могли только позавидовать.

2х2, Борис Зосимов и MTV

Но история 2х2 была бы не так интересна, если бы в 1992 году канал не начал сотрудничество с компанией BIZ Enterprisers Бориса Зосимова. Борис Гурьевич дичайше котировал раннее MTV (нынешнее которому в подметки не годится) и искал возможность как-то показать его обычному россиянину. Тогда в тренде молодёжной музыки были различные направления тяжёлой музыки - в 1990 году вышел гиперхайповый, как сейчас бы сказали, Черный альбом Металлики, в Сиэттле нарождался гранж, да и в России рок-группы ещё собирали стадионы.

Поэтому появление на 2х2, который становился всё молодёжнее и молодёжнее, программы о тяжёлой музыки было делом времени, которое настало в 1992 году - это был "Зеленый коридор" от той самой BIZ Enterprisers. Опыт этот телезрителям понравился и в дальнейшем почти весь музыкальный эфир перешёл под управление Зосимова и его команды. Тот развернул кипучую деятельность и в 1993 году смог договориться с европейским MTV о ретрансляции их программ. Так на родину слонов попали Бивис и Баттхед, а также первое представление о том, каким может быть музыкальное телевидение.

Но если поначалу программы MTV ставили в эфир весьма часто (и собирали они отличные рейтинги), то со временем эти эфиры становились обузой для канала - вокруг него крутились ушлые продюсеры начинающих российских звездулек, которые готовы были платить звонкой монетой за выход в эфир клипов с их подопечными. А канал, главной проблемой которого всегда было отсутствие достаточного количества финансов, хватался за любую возможность заработать (пусть и сомнительную, как с Аум Синрикё). Зосимов же считал, что основным условием постановки клипа в эфир является его качество, а не количество денег, которое за него занесут.

Возникший конфликт решился предоставлением части эфирного времени программам производства BIZ-TV, продукции MTV среди которых уже не было, и разработкой Зосимовым проекта собственного телеканала, появившегося на дециметровых волнах вскоре после исчезновения 2х2 из эфира.

Пик популярности

В 1995 году 2х2 стал воистину крут. Наконец-то у канала хватало денег на покупку крутого и разнообразного контента. Он стал настоящим семейным телеканалом, крутил как мультфильмы, среди которых были "Черепашки-ниндзя" 1987 года и Сейлор-мун, так и эпические сериалы, вроде "Грома в Раю" с Халком Хоганом. Для женской аудитории 2х2 показывал мыльные оперы, для молодежной - музыкальные программы. В свои сети канал заманил даже Сергея Супонева, чья передача "Денди - новая реальность" стала первой передачей о виртуальных развлечениях на нашем телевидении.

"Новая реальность" была воплощением 90-х - мутные личности (за исключением Супонева) рекламировали пиратскую копию консоли и пиратские же версии игр для неё.
"Новая реальность" была воплощением 90-х - мутные личности (за исключением Супонева) рекламировали пиратскую копию консоли и пиратские же версии игр для неё.

К этому времени канал уже года два как вышел на спутник и мог вещать не только в Москве, Твери и Рязани, но и в регионах, окучивая аудиторию, сравнимую с аудиторией центральных каналов. Что же могло пойти не так?

Оказалось, что что-то могло. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

В которой 2х2 развивается и выходит на первое место по рейтингам.-4