Найти в Дзене
Лада Галеева

Второе, на что хотел бы обратить внимание. Мы собрались здесь не для того, чтобы разбираться в конфликтах между губернаторами и

Второе, на что хотел бы обратить внимание. Мы собрались здесь не для того, чтобы разбираться в конфликтах между губернаторами и мэрами. Говорю об этом, так как предвижу, что субъекты Федерации будут отстаивать свои позиции, муниципалитеты – свои. И это вполне объяснимо. Но, по моим наблюдениям, самые ярые сторонники региональной самостоятельности подчас оказываются самыми жесткими противниками местного самоуправления. При этом поборники идей местного самоуправления далеко не всегда готовы отвечать за свою работу перед гражданами. И такие примеры, особенно в осенне-зимний период, мы с вами знаем. Все мы не раз были свидетелями подобных конфликтов в основном из-за споров за бюджет. И чаще всего в столичных городах регионов, но вывод из этого только один – надо искать механизмы взаимодействия властей, искать взаимовыгодные решения, конечная цель которых – эффективное управление территориями. Поэтому, обсуждая сегодня проблемы местного самоуправления, прошу исходить не из интересов отдельн

Второе, на что хотел бы обратить внимание. Мы собрались здесь не для того, чтобы разбираться в конфликтах между губернаторами и мэрами. Говорю об этом, так как предвижу, что субъекты Федерации будут отстаивать свои позиции, муниципалитеты – свои. И это вполне объяснимо. Но, по моим наблюдениям, самые ярые сторонники региональной самостоятельности подчас оказываются самыми жесткими противниками местного самоуправления. При этом поборники идей местного самоуправления далеко не всегда готовы отвечать за свою работу перед гражданами. И такие примеры, особенно в осенне-зимний период, мы с вами знаем. Все мы не раз были свидетелями подобных конфликтов в основном из-за споров за бюджет. И чаще всего в столичных городах регионов, но вывод из этого только один – надо искать механизмы взаимодействия властей, искать взаимовыгодные решения, конечная цель которых – эффективное управление территориями. Поэтому, обсуждая сегодня проблемы местного самоуправления, прошу исходить не из интересов отдельных органов власти или бюрократических структур, а из интересов граждан Российской Федерации. Прошу предлагать технологичные механизмы предотвращения, а при необходимости и быстрого разрешения конфликтов, которые, конечно, в жизни неизбежны. Ничего здесь нет особенного. Речь идет о конфликтах, в результате которых в городах и поселках часто отключаются, к сожалению, свет, вода, тепло. Население страдает. И потому наша общая задача – дать возможность людям, проживающим в разных концах России, получить весь объем прав, предоставленных им как гражданам единого государства.

И, наконец, третье принципиальное замечание. Как государственная власть субъектов Федерации, так и местное самоуправление являются одинаково необходимыми и взаимодополняющими друг друга формами народовластия. И потому характер отношений между региональной властью и местным самоуправлением в основе своей не должен отличаться от взаимоотношений между субъектами Российской Федерации и федеральным центром. Главная задача – провести четкую границу в обязательствах региональных и местных властей перед гражданином, обществом и государством.

И теперь – к сути представленных на Госсовет решений. Вы знаете, анализом состояния дел в сфере местного самоуправления детально занимались рабочая группа Госсовета и комиссия по разграничению полномочий. Хочу подчеркнуть, что и там, и там руководители регионов работали напрямую или через своих представителей, но очень активно. По сути, все эти решения и в одной, и в другой структуре вырабатывались непосредственно вами и вашими коллегами. Тесное взаимодействие двух этих структур в этом вопросе было логичным и взаимодополняющим друг друга. Отношения между исполнительной властью и местным самоуправлением обстоятельно прописаны в представленных проектах законов. И один из важнейших вопросов – это объем полномочий органов местного самоуправления.

Прежде всего нам необходимо уточнение и детализация перечня вопросов так называемого местного значения. Сегодня немалая их часть сформулирована слишком расплывчато и поэтому пересекается с задачами, возложенными на государственные органы власти. Отсутствие ясности в этом вопросе рождает сегодня часто, к сожалению, безответственность власти перед человеком и невозможность рационального распределения общественных финансов. Это создает в первую очередь серьезные проблемы в сфере социальной поддержки граждан. Кроме того, в настоящее время на местное самоуправление ложится и часть ответственности за исполнение обязательств, переданных муниципалитетам с федерального и регионального уровня. Но, как известно, объем этих обязательств далеко не всегда сопоставим с финансовыми возможностями местной власти.

В этой связи считал бы правильным законодательно исключить – хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, обращаю на это ваше особое внимание – саму возможность делегирования субъектам Федерации и местному самоуправлению обязанностей, не обеспеченных финансированием. Это должна быть федеральная гарантия как для муниципалитетов, так и для регионов.

Надежная финансовая основа – это фундамент не только местного самоуправления, но и федеративных отношений в целом. Между тем в последние два года у нас происходила концентрация ресурсов на уровне Федерации. И не думаю, что всегда это было обосновано. В итоге существенно снизилась доходная часть регионов и особенно местного самоуправления. Во всяком случае, на структуру доходов и местного самоуправления, и региональных властей нужно еще раз посмотреть. При этом зависимость местных бюджетов от решений региональных властей достигла критического уровня. Нормативы налоговых и бюджетных отчислений ежегодно меняются. В результате муниципальная власть стала терять интерес к наращиванию доходов. Тема – эта очень важная, и я просил бы ее сегодня обстоятельно обсудить. Но еще раз хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, не в плане критики только Правительства, а в плане рационального подхода к решению этих проблем в целом.

Кроме того, в заключениях Правительства на законопроекты предложено перевести кассовое обслуживание всех региональных и местных бюджетов в федеральное казначейство. Не для того, чтобы ограничить их действия, а для контроля за движением финансов. Во многих странах это сделано и функционирует эффективно. Это предложение также заслуживает подробного обсуждения. Допускаю, что здесь будут разные мысли по этому поводу.

Далее. Хотел бы обратить ваше особое внимание на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, земельных отношений, изменение принципов деятельности энергетических монополий. Все это скажется в первую очередь на муниципальном хозяйстве. Именно здесь рождаются сложные задачи по обеспечению населения энергоносителями. В этой связи мы обязаны привести структуру и бюджетные возможности муниципалитетов в соответствие с объемом стоящих перед нами задач.

На повестке дня стоит и вопрос о структурной модернизации местного самоуправления. Она необходима, чтобы обеспечить действия конституционных принципов организации публичной власти на всей территории Российской Федерации. Структурная реформа нужна и для того, чтобы местная власть стала менее бюрократизированной и, если позволите, более дешевой, более доступной для рядового гражданина. Полагаю, что единые принципы территориальной организации муниципалитетов должны быть установлены федеральным законом, а утверждение их границ, объединение и разъединение конкретных муниципальных образований должно оставаться прерогативой субъектов Федерации и граждан, проживающих в городах, селах, районах.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, конечно, наша российская действительность всегда намного богаче, чем законы, которые мы и депутаты Государственной Думы формулируем и принимаем. Но это не означает, что мы должны отказаться от единства в концептуальных подходах и выработке на их основе четких, реально работающих структурных моделей – моделей, опирающихся в том числе и на собственные исторические традиции, на уже имеющийся позитивный опыт, а он у нас в стране есть.

И совсем в конце своего вступительного слова хотел бы сказать следующее. Вчера на президиуме Госсовета мы отмечали, и я думаю, что каждый из вас с этим согласится. Очень много в последнее время и правильно мы говорим о проблемах, связанных с реструктуризацией естественных монополий – важнейшая задача для экономики страны. То, что мы будем с вами обсуждать сегодня, не менее, а, наверное, более важная задача. По сути дела, предлагаются если не революционные решения, то решения, которые повлияют на структуру власти в Российской Федерации, скажутся на жизни каждого конкретного гражданина России. Прошу вас так же, как и было до этой секунды, подойти к этим вопросам в высшей степени ответственно, и призываю вас к совместной продуктивной работе.

Спасибо большое за внимание.