Уважаемые коллеги!
Я считаю, что дискуссия, которая сегодня прошла, была очень полезной и своевременной. Полагаю, что ее результатом обязательно должно стать совершенствование законопроекта, который мы сегодня с вами обсуждали. Очевидно, что на всей территории страны должны осуществляться базовые и конституционные принципы российского федерализма и местного самоуправления. Для этого, во-первых, необходима единая законодательная интерпретация этих принципов, в том числе и в процессе создания регионального законодательства. И, во-вторых, выработка эффективных правовых и экономических механизмов, обеспечивающих реализацию конституционных основ организации местного самоуправления. Конечно, как здесь неоднократно подчеркивалось, с учетом местных особенностей и местной специфики.
Сегодня в ходе обсуждения было высказано много полезных предложений. Все они, за исключением тех, которые не вписываются, либо трудно вписываются в рамки действующей Конституции, должны быть учтены в законе. Полагаю, что комиссия при Президенте, рабочая группа Госсовета, а я просил вчера руководителей группы продолжить эту работу, с учетом обсуждения они должны доработать закон, и уже в самое ближайшее время он должен быть внесен в парламент. Правительство принимало активное участие в этой работе, но тем не менее вчера и позавчера на встрече с руководством Правительства мы констатировали, что приходит осознание того, насколько грандиозна эта работа, насколько серьезные последствия могут наступить после того, что мы планируем к внедрению. Правительство просит дополнительно еще две недели на доработку.
Законодательством должен быть предусмотрен достаточный переходный период, чтобы субъекты Российской Федерации успели решить все организационные вопросы, связанные с реализацией закона, а именно – утвердить границы, принять свои акты, провести выборы и так далее. А также на федеральном уровне следует привести все акты, а главное Бюджетный и Налоговый кодексы в соответствие с новым законом. Подготовительная работа, хочу это особенно подчеркнуть, должна быть начата незамедлительно после внесения законопроекта в парламент. Ясно, что содержательная часть этой работы может быть проведена только после принятия самого закона Государственной Думой, после того, как мы увидим его в окончательном виде. Но подготовительный период я вас прошу начать незамедлительно, с тем чтобы мы смогли, как здесь уже говорили, чтобы не к 2006 году, как планировалось первоначально, а уже к 2005 году быть готовыми к реализации этого закона.
И в завершение. Мы много раз с вами говорили, и я хочу вас поблагодарить за то, что вы понимаете и поддерживаете это направление. У нас должно быть сильное, эффективное государство, способное нести ответственность за свою политику, решать проблемы людей, обеспечивать территориальную целостность страны и ее обороноспособность. Кое-что, хочу отметить, это только самое начало, но кое-что нам в этом направлении удалось сделать – удалось укрепить государство. Хочу отметить, что без этого вообще невозможно было ничего делать и двигаться вперед ни по какому направлению. Но хочу отметить и другое: изначально никто и не ставил, я, во всяком случае, не ставил перед собой задачи – вернуться к суперцентрализованной системе власти в России. И хочу обратить на это внимание и Правительства Российской Федерации, и полномочных представителей Президента в регионах. Без полноценной региональной государственной власти и самодостаточной местной власти эффективной системы управления в России не будет. Власть любого уровня должна не только чувствовать свою ответственность перед народом и перед людьми, но и быть в состоянии реализовать свои полномочия. Компетенция должна быть строго определена, и люди должны знать и понимать, с кого и за что здесь спрашивать. Как говорил мэр Ростова-на-Дону, не должно быть таких вопросов, которые задают граждане на приеме. Все должны понимать, кто за что отвечает. Финансы должны быть деполитизированы, должны расходоваться рационально и контролироваться государством. Это цель, которая должна быть достигнута в результате введения в жизнь правил, предусмотренных теми проектами законоположений, о которых мы сегодня с вами говорим.
Я вас призываю к дальнейшей совместной напряженной и ответственной работе на этом направлении.
Большое спасибо вам за работу.
Благодарю.
26 октября 2002 года
Обращение Президента России
Дорогие соотечественники!
В эти дни мы вместе пережили страшное испытание. Все наши мысли были о людях, оказавшихся в руках вооруженных подонков. Мы надеялись на освобождение попавших в беду, но каждый из нас понимал, что надо быть готовыми к самому худшему.
Сегодня рано утром проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное – спасти жизни сотен, сотен людей. Мы доказали, что Россию нельзя поставить на колени.
Но сейчас я прежде всего хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб.
Мы не смогли спасти всех.
Простите нас.
Память о погибших должна нас объединить.
Благодарю всех граждан России за выдержку и единство. Особая благодарность всем, кто участвовал в освобождении людей. Прежде всего сотрудникам спецподразделений, которые без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей.
Мы признательны и нашим друзьям во всем мире за моральную и практическую поддержку в борьбе с общим врагом. Этот враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток. Это – международный терроризм. Пока он не побежден, нигде в мире люди не могут чувствовать себя в безопасности. Но он должен быть побежден. И будет побежден.
Сегодня в больнице я разговаривал с одним из пострадавших. Он сказал: "Страшно не было – была уверенность, что будущего у террористов все равно нет".
И это – правда.
У них нет будущего.
А у нас – есть.
10 ноября 2002 года, Москва, Кремль
Вступительное слово на встрече с представителями чеченской общественности
Добрый день!
Позвольте мне вначале сказать несколько слов, а потом мы уже перейдем к обсуждению вопросов, которые вы считаете целесообразным сегодня обсудить. Два дня назад вы в составе широкого круга представителей чеченской общественности выступили с обращением к чеченскому народу. Многое в этом обращении абсолютно созвучно и с моей собственной позицией, и позицией всего российского руководства.
Ваша инициатива представляется своевременной, и я сегодня говорил об этом на встрече с руководством Правительства. Еще совсем недавно я думал, что, может, не стоит спешить, подготовиться как следует. Но если вы сами чувствуете, что пришло время активизировать эти процессы, то я с вами согласен.
Согласен с вами, что террористический акт в Москве был направлен в первую очередь на обострение ситуации в Чечне. Террористов пугает то, что в самом чеченском обществе начали происходить важные, я бы сказал, системные изменения.
Люди там стали верить в процессы налаживания нормальной, мирной, человеческой жизни. Стали работать больницы, поликлиники, детские сады. Спустя много лет дети Чечни снова пошли в школу. Заработали высшие учебные заведения, растет конкурс при поступлении в чеченские вузы, что вообще было немыслимо некоторое время тому назад.
В этом году в республике собран рекордный за все время, в том числе даже за советский период, урожай зерновых. Восстанавливаются и начинают функционировать промышленные предприятия. В правоохранительной сфере все большую часть функций и реальной работы берет на себя чеченская милиция. Хочу проинформировать вас о том, что сегодня Министр внутренних дел Российской Федерации подписал приказ о создании МВД Чеченской Республики.
Особую опасность для террористов и для их пособников представляет идущий в Чечне конституционный процесс. Возможность политической нормализации выбивает у них почву из-под ног. Их не устраивает, что народ республики последовательно ведет дело к восстановлению полноценной и законной власти.
И вы правы, абсолютно правы в том, что именно в этом политическом процессе находится ключ к выходу из порочного круга бессмысленного и губительного кровопролития.
И еще раз подчеркиваю, отвечая на вашу инициативу, ответно заявляю: федеральные власти готовы вместе с вами к этому политическому процессу.
Разумеется, в таких условиях террористы и их пособники – в том числе зарубежные – вынуждены заниматься подменой понятий. Вместо уже идущего в Чечне реального политического процесса они навязывают нам сомнительных переговорщиков. Тех, кто еще недавно устраивал публичные казни на площадях, занимался работорговлей, брал заложников, убивал российских и иностранных журналистов – насаждал в Чечне средневековье и компрометировал чеченский народ.
Чему эти бандиты сегодня "сопротивляются"? Цивилизованным законам жизни? Чему пытаются помогать их иностранные подельники? И с кем они призывают нас налаживать контакты и диалог?
В этой связи считаю неправильным обходить молчанием фигуру Масхадова. Этот человек в условиях фактического признания Россией в 1996 году независимости Чечни, хочу подчеркнуть это – фактического признания, – получил власть в республике. Как он воспользовался этой властью? Что он натворил? Что он сделал с Чечней? И к чему привел чеченский народ?
Он привел республику к экономическому коллапсу, голоду, полному разрушению социальной и духовной сфер. К геноциду в отношении представителей других народов, проживавших ранее в Чечне. К многочисленным жертвам среди самих чеченцев. Именно он привел Россию и Чечню к войне.