Обучение бытовым навыкам. Метод Бейкера/Брайтмана. Общий принцип.

Программа подходит для обучения людей (как правило, детей) с умственными нарушениями.

https://kotikit.ru/wp-content/uploads/2013/08/21aug.jpg
https://kotikit.ru/wp-content/uploads/2013/08/21aug.jpg

Вы задумывались о том, как мы выполняем такое простое действие, как чистка зубов?

Навык состоит из определенной последовательности действий: включить свет, открыть дверь, войти в ванну, открыть кран, взять стакан, налить в него воду, взять щетку, смочить ее водой, взять пасту, открыть, выдавить на щетку, закрыть, убрать, взять стакан, сполоснуть зубы и так далее.

Обычно, начинают учить навыкам, начиная с первого шага. Авторы методики предлагают начинать обучение с конца (метод инверсии).

Что это значит?

Первые шаги выполняются ребенком с помощью взрослого, а последнее действие - самостоятельно. После того, как будет получаться выполнять последний шаг уверено, переходят на предыдущий, и так до начального действия.

Общие подходы к обучению

1. Составьте список навыков, которыми ребенок уже владеет

Навыки бывают:

- Базовые (предварительные): знает предметы, смотрит, когда зовут, выполняет простые указания, сидит, стоит, ходит, тонкая моторика и т.п.

- Умение пользоваться туалетом

- Самообслуживания: умение пить, есть, одеваться, раздеваться, выполнять гигиенические процедуры и др.

- Игровые

- Навыки независимости: уборка, техника безопасности, приготовление пищи, сервировка, мелкий ремонт, пользование инструментами, коммуникации и т.д.

2. Составьте список навыков, которым бы вы хотели научить ребенка.

Не составляйте слишком большой список, пусть он будет не более 5 пунктов.

Расставьте навыки по степени важности. Выберите из них 3 наиболее простых навыка, к которым ваш ребенок готов (например, не стоит начинать учить мыть голову прежде, чем ребенок научится мыть руки).

3. Приготовьтесь вести записи.

Это нужно для того, чтобы увидеть прогресс: ведь когда каждый день занимаешься с ребенком, очень сложно заметить результат. А ведь это так важно для мотивации. Чтобы результат был наглядным, нужны цифровые оценки.

Это может быть количество удачных попыток или количество времени, затраченное на выполнение действия, т.е. то, что можно измерить в числах.

Теперь, чтобы увидеть динамику, достаточно будет сравнить цифры (например, вчера ребенок 3 раза правильно сам повторил шаг, а сегодня - уже 4, или 3 дня назад на выполнение шага ребенку нужно было 5 минут, а сегодня - 4 минуты).

Для наилучшей наглядности можно составить таблицу наблюдения за прогрессом, куда будут вноситься все цифровые значения. Пример таблицы:

Программа подходит для обучения людей (как правило, детей) с умственными нарушениями.  Вы задумывались о том, как мы выполняем такое простое действие, как чистка зубов?-2

4. Определите виды поощрений, которые будут мотивировать ребенка выполнять задания.

Это могут быть виды внимания (аплодисменты, улыбка, похвала, объятия, подбадривание и другое), любимые занятия, лакомства, система баллов и т.д.

5. Организуйте правильную среду для обучения:

- выберите такое место и время для занятий, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов

- определите и подготовьте удобные материалы для занятий, если нужно - технические средства реабилитации

6. Составьте план и график занятий

Подробные планы обучения каждому навыку будут в отдельных статьях.

7. Начинайте и заканчивайте занятия победой

Начинайте каждое занятие с шага, которым ребенок уже овладел и только потом переходите к обучению новому навыку. В конце нужно давать легкое задание, которое ребенок точно может выполнить.

Так у ребенка будет ощущение победы, и он запомнит радость от процесса обучения.

8. Подключайте наглядность

Чтобы помочь ребенку запомнить последовательность шагов, можно их схематически нарисовать. Хорошо привлечь самого ребенка к рисованию. Рисунки должны быть простыми, понятными ребенку, находиться на виду.

Программа подходит для обучения людей (как правило, детей) с умственными нарушениями.  Вы задумывались о том, как мы выполняем такое простое действие, как чистка зубов?-3

9. Способы помощи ребенку в освоении шага:

- Словесные указания - должны быть максимально простыми и понятными ребенку. Говорить нужно медленно, четко и только тогда, когда взрослый владеет вниманием ребенка.

- Демонстрация (наглядный пример) - показывать нужно отдельный шаг, а не всю связку.

- Физическая помощь - выполнять действия вместе с ребенком

10. Процесс обучения должен быть НЕПРЕРЫВНЫМ. Это очень важное условие!

Выполняйте все условия, и результат обязательно появится!

Напишите в комментариях: каким навыкам вы бы хотели научить своего ребенка?

Ставьте лайк, если информация была полезной, подписывайтесь на канал.