Найти в Дзене
Имена Земли

Ист-Ривер: Нью-Йоркская легенда о сокровищах затонувшего "Гусара"

Ист-Ривер (англ. East River) - это судоходный пролив в городе Нью-Йорке (США) между заливом Аппер-Нью-Йорк-Бей и проливом Лонг-Айленд, отделяющий нью-йоркские районы Манхэттен и Бронкс от Бруклина и Куинса. Ист-Ривер, длиной 26 километров, связан с рекой Гудзон и проливом Харлем.

Красным выделен пролив Ист-Ривер (источник фото: Интернет)
Красным выделен пролив Ист-Ривер (источник фото: Интернет)

Знатоки английского языка без труда узнали в названии пролива два английских слова, которые вместе можно перевести как "восточная река".

Через пролив Ист-Ривер проходит один железнодорожный и семь автомобильных мостов, среди которых знаменитый Бруклинский мост.

Знаменитый Бруклинский мост (источник фото: Интернет)
Знаменитый Бруклинский мост (источник фото: Интернет)

Пролив судоходен на всём своём протяжении и до начала XX века был основной артерией для морского судоходства в Нью-Йорке.

Виды пролива Ист-Ривер (источник фото: Интернет)
Виды пролива Ист-Ривер (источник фото: Интернет)

Часть пролива под названием Хелл-Гейт - это узкий, бурный и наиболее опасный участок пролива, что делает его особенно сложным для навигации. Ранее дополнительные трудности представляли скалистые образования, которыми был усеян Хелл-Гейт (впоследствии этот участок был расчищен). Но в свое время именно по этой причине в проливе Ист-Ривер произошло несколько серьезных кораблекрушений, включая гибель британского фрегата "Гусар" (HMS Hussar) в 1780 году.

Именно с последним связана одна из самых известных нью-йоркских легенд, которая до сих продолжает будоражить умы охотников за сокровищами.

Британское судно "Гусар" - это 28-пушечный фрегат Королевского флота, спущенный на воду в 1763 году. Это был второй британский корабль, носящий это имя. Его предшественник сел на мель в 1762 году и был захвачен французами.

План британского фрегата "Гусар" (источник фото: Интернет)
План британского фрегата "Гусар" (источник фото: Интернет)

24 ноября 1780 года, участвуя в Войне за независимость США (1775-1783) на стороне Великобритании, британский фрегат "Гусар", направлялся в Род-Айленд. Капитан корабля Чарльз Морис Пол (1757-1830), вопреки совету лоцмана, решил пройти пролив Ист-Ривер через Хелл-Гейт.

Сэр Чарльз Морис Пол, начавший морскую карьеру в 13 лет и дослуживший до чина адмирала флота (источник фото: Интернет)
Сэр Чарльз Морис Пол, начавший морскую карьеру в 13 лет и дослуживший до чина адмирала флота (источник фото: Интернет)

Это была роковая ошибка: корабль был снесен сильным течением на скалу Пот-Рок и затонул.

Возможный вид британского фрегата "Гусар" (источник фото: Интернет)
Возможный вид британского фрегата "Гусар" (источник фото: Интернет)

На борту судна находилось около 100 человек экипажа и до 70 американских военнопленных. Большая часть экипажа и пленных выжила. И, как говорили очевидцы тех событий, мачты корабля еще несколько дней торчали над водой, прежде чем их снесло течением, и "Гусар" окончательно затонул на глубине 20 метров.

Вскоре по городу прокатился слух, что корабль вез четыре миллиона долларов наличными - жалованье для британских солдат в Новой Англии. По словам одного жителя Нью-Йорка, его отец был очевидцем того, как на "Гусар" грузили четырнадцать повозок с золотом.

Британское правительство отрицало наличие на борту золота, но материальный ущерб неофициально оценивался в сумму от 2 до 4 миллионов фунтов стерлингов.

Золотые монеты: иллюстрация к рассказу (источник фото: Интернет)
Золотые монеты: иллюстрация к рассказу (источник фото: Интернет)

Было ли это правдой? С одной стороны, выжившие моряки утверждали, что зарплата была выплачена до того, как фрегат затонул. Но тем не менее, британцы предприняли три серьезные экспедиции, чтобы найти останки "Гусара" уже после Войны за независимость, подтвердив подозрения, что вместе с кораблем утонуло что-то очень ценное.

На протяжении последующих веков, прошедших с момента кораблекрушения, охотники за сокровищами погружались в мутные воды Ист-Ривер, чтобы обнаружить то, что сегодня стоило бы около полумиллиарда долларов США, если, конечно, верить легенде.

Частные попытки найти останки корабля продолжались даже после того, как Хелл-Гейт был расчищен и углублен путём взрывных работ. Главным препятствием для потенциальных кладоискателей служит хаотичное нагромождение затонувших судов в этом месте. Ведь британский фрегат "Гусар" был не единственным кораблем, нашедшим гибель на здешних скалах.

В 1930-х годах поисками затонувшего "Гусара" занялся американский инженер и один из создателей первых подводных лодок Саймон Лейк (1866-1945). Он был наиболее упорным из всех кладоискателей, используя для поисков даже подводную лодку собственной конструкции. Но его попытки, как и попытки его многочисленных предшественников и последователей, оказались неудачными.

Американский инженер и один из создателей первых подводных лодок Саймон Лейк (источник фото: Интернет)
Американский инженер и один из создателей первых подводных лодок Саймон Лейк (источник фото: Интернет)

Кроме нескольких керамических изделий и других артефактов, никаких сокровищ найдено не было. Останки "Гусара" также не были обнаружены.

Хочется добавить, что в истории британского флота было десять кораблей с названием "Гусар", причем судьба девяти из них сложилась не слишком удачно. Трое из них, включая героя нашего рассказа, потерпели кораблекрушение. Четыре "Гусара" были захвачены противником из других стран. Один из них был намеренно уничтожен в качестве мишени в 1861 году. А одному "Гусару" судьба уготовила участь быть случайно потопленным своими же Королевскими ВВС Великобритании в годы Второй мировой войны.

А мутные воды пролива Ист-Ривер продолжают хранить секрет затонувшего более двух столетий назад британского фрегата "Гусар".

Красивые виды Ист-Ривер ночью (источник фото: Интернет)
Красивые виды Ист-Ривер ночью (источник фото: Интернет)

Если история британского фрегата "Гусар", затонувшего в мутных водах пролива Ист-Ривер, Вам понравилась, то ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал "Имена Земли".